Концепция развития рынка информационных технологий в Российской Федерации
ПРОЕКТ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Структура отрасли ИТ
3. Анализ состояния рынка ИТ
Общемировые тенденции
Текущее состояние отрасли в России
4. Факторы и барьеры роста
5. Перспективные сегменты роста отрасли ИТ
Внутренний рынок
Развитие экспорта продуктов и услуг ИТ из россии
6. Предлагаемые меры
Основные направления действий
Мероприятия по совершенствованию законодательства
Мероприятия по развитию внутреннего рынка ИТ
Мероприятия по развитию экспорта
информационных технологий (продуктов и услуг)
Мероприятия по поддержке институционального развития отрасли ИТ
7. Эффект от реализации
8. Требуемые инвестиции
9. Контроль выполнения мероприятий концепции
Приложение План основных мероприятий по реализации Концепции развития рынка информационных технологий в Российской Федерации
1. Введение
Развитие и широкое применение информационных технологий (далее именуются - ИТ) всеми слоями общества является глобальной тенденцией мирового развития. Использование ИТ имеет решающее значение для повышения уровня жизни граждан и конкурентоспособности национальной экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую экономическую систему, роста эффективности государственного управления и местного самоуправления.
Для России опережающее развитие отрасли ИТ является особенно важным, так как позволяет внести значительный вклад в удвоение валового внутреннего продукта, содействовать ликвидации сырьевой зависимости российской экономики и успешной реализации осуществляемой в стране программы реформ в социальной сфере и в области государственного управления. Широкое применение ИТ в других отраслях выводит их на качественно иной уровень развития за счет внедрения информационных технологий, позволяет повысить в них производительность труда и, в свою очередь, ускорить темпы роста. Таким образом, развивающаяся отрасль ИТ является необходимым условием экономического подъема.
В мире складывается глобальное информационное общество, единство которого обеспечено современными технологиями. Стратегической задачей России на данном историческом этапе является полномасштабное вхождение в это общество в качестве его полноправного участника — при сохранении политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций. Именно таким образом возможно обеспечить подъем общественного благосостояния, переход от экономики с топливно-сырьевой ориентацией к экономике, основанной на знаниях, преодоление экономического и технологического отставания от ведущих мировых держав и существенное сокращение числа угроз национальной безопасности, приобщение граждан России ко всем благам информационного общества.
Сегодня в России наблюдаются высокие темпы роста отрасли ИТ, однако, при невысоком стартовом уровне ее развития. По уровню использования ИТ в экономике, государственном управлении и общественной жизни Россия пока отстает не только от лидеров мирового прогресса, но и от стран Центральной и Восточной Европы. Для того чтобы войти в группу государств с развитой отраслью ИТ, необходимо сохранить высокие темпы роста до 2010 года и далее. При отсутствии последовательных действий со стороны государства, темпы роста отрасли неизбежно замедлятся, и отставание сохранится.
В то же время, примеры других государств показывают, что при проведении последовательной программы поддержки отрасли ИТ возможно в течение нескольких лет совершить рывок в развитии. России нужна четкая, скоординированная программа действий по развитию отрасли ИТ, выполнение которой позволит сохранить темпы роста отрасли и выйти на качественно новый уровень развития. Необходимо определить возможные конкурентные преимущества России в области ИТ на мировом рынке, наиболее перспективные области развития, идентифицировать существующие барьеры, мешающие отрасли развиваться, и предусмотреть действия по их преодолению. Эти задачи и призвана решить данная Концепция.
2. Структура отрасли ИТ
Для целей данной Концепции под отраслью информационных технологий (ИТ) понимается совокупность трех сегментов:
предоставление услуг, связанных с использованием информационных технологий (включая услуги по выполнению бизнес-процессов предприятия);
разработка программного обеспечения;
производство и продажа ИТ-оборудования (персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и пр.).
Такой классификации придерживаются международные организации и аналитические агентства. Отрасль ИТ не включает телекоммуникации и телекоммуникационное оборудование, а также услуги по предоставлению информации.
3. Анализ состояния рынка ИТ
Общемировые тенденции
Отрасль ИТ является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в мире. За последние 5 лет доходы отрасли росли в среднем на 10 процентов в год, при среднем темпе роста экономики 3-4 процента, что привело к увеличению доли отрасли в структуре ВВП как развитых, так и развивающихся стран. По прогнозам международных аналитических агентств, высокие темпы роста, около 9 процентов в год, сохранятся и в течение следующих пяти лет.
Своим ростом отрасль обязана двум основным движущим факторам:
- расширению общего проникновения ИТ-технологий в бизнес-процессы организаций, механизмы государственного управления и повседневную жизнь людей;
- тенденции к передаче сторонним специализированным организациям части внутренних функций, связанных с использованием ИТ и ИТ-инфраструктуры (так называемый "ИТ-аутсорсинг"). Этому способствует высокая эффективность ИТ-технологий в оптимизации функционирования делового, частного и государственного секторов — значительно сокращается время на проведение деловых операций, получение информации, повышается производительность использования ресурсов и показатели качества. Популярность передачи сторонним организациям части внутренних функций, связанных с использованием ИТ и ИТ-инфраструктуры вызвана дефицитом квалифицированных кадров на рынке, стремлением организаций сократить затраты и сконцентрироваться на основных направлениях деятельности.
К основным тенденциям развития отрасли относится постепенное уменьшение доли стоимости оборудования в общем объеме рынка ИТ, опережающий рост услуг по отношению к сегменту программного обеспечения, а также перемещение бизнеса из локальных рынков стран ОЭСР в офшор (в основном в страны с низкой стоимостью труда). Уменьшение доли оборудования отражает снижение спроса потребителей на технику с улучшенными техническими характеристиками, поскольку ее добавочные преимущества незначительны с точки зрения большинства покупателей. Увеличение доли услуг происходит и из-за возрастающей сложности ИТ-систем, что требует больших усилий и затрат на их установку, развитие и обслуживание, а также уникальных технических навыков персонала. Тенденция к привлечению сторонних организаций для выполнения функций, связанных с ИТ, также вносит свой вклад в опережающий рост сегмента услуг.
Перемещение операций в офшор происходит во многих отраслях промышленности. Особенности отрасли ИТ позволяют перенести в другие страны не только разработку программного обеспечения, но и поддержку продуктов, а также ряд вспомогательных процессов. Большое количество международных ИТ-компаний, начиная со второй половины 90-х годов, открыло свои подразделения в Индии и Китае и перенесло выполнение части функций или целые бизнес-процессы в эти подразделения. Параллельно ИТ-компании развивающихся стран оказывают услуги клиентам в развитых странах с помощью удаленного доступа. Бесспорным лидером во всех сегментах офшора пока является Индия, с общим объемом ИТ-экспорта около 15 млрд. долларов в 2003 году. В последнее время на рынок вышли страны Восточной Европы, ориентированные на рынок ЕС, а также Китай, который в основном ориентирован на близлежащие страны (Японию, Южную Корею, Гонконг, Филиппины).
Развитие телекоммуникаций и многократное снижение стоимости передачи данных стало критическим фактором, обеспечивающим рост рынка экспортируемых услуг. Наличие хорошей телекоммуникационной инфраструктуры по конкурентным ценам является необходимым фактором для того, чтобы страна могла претендовать на лидерские позиции на этом рынке.
Таким образом, отрасль ИТ трансформируется в сторону ориентации на ИТ-услуги, при этом значительная часть этих услуг будет оказываться из развивающихся стран. В отличие от производственных отраслей, где международное разделение труда уже сложилось, географическое распределение отрасли ИТ еще не закончено, и у России есть шанс значительно увеличить свою долю на глобальном рынке.
Текущее состояние отрасли в России
Интенсивное внедрение современных информационных технологий в экономику, государственное управление, а также в разнообразные общественные процессы является важнейшей составляющей ускоренного развития России, структурных преобразований в экономике и реформы государственного управления. Это отражается в растущем внутреннем спросе на информационные технологии. Всего за три года, в период с 2000 по 2003 годы, рынок информационных технологий в России вырос почти вдвое – более чем до 6 млрд. долларов США и по экспертным оценкам к концу 2004 г. достигнет уровня 7,5 млрд. долларов США.
Однако, несмотря на впечатляющие темпы роста, абсолютные объемы отрасли ИТ в России остаются скромными. Рынок ИТ составляет всего 1,4 процента от ВВП России. Для сравнения, в США объем рынка ИТ превышает 500 млрд. долларов, что составляет более 5 процентов от ВВП. При этом на российском рынке сохраняется сильный крен в сторону импортного аппаратно-технологического обеспечения, в то время как рынок услуг ИТ (в основном отечественных) составляет лишь 30 процентов от общего объема, а рынок программных продуктов – 14 процентов.
Всего 14 процентов объёма рынка ИТ идет на экспорт. Для сравнения, в других странах, динамично развивающихся в области ИТ, на экспорт приходится в среднем от 70 (Израиль) до 80 (Индия) процентов.
Заметны существенные отличия от мировой практики в структуре участников отечественного рынка ИТ. По сравнению с большинством стран с развитым рынком ИТ, показатели даже крупных российских ИТ-компаний малы. Так, средняя выручка лидирующих индийских (570 млн. долларов США) и ирландских (380 млн. долларов США) компаний, специализирующихся на продаже программного обеспечения и оказании ИТ-услуг, превосходит средний оборот аналогичных российских предприятий более чем в 10 и 5 раз соответственно.
Активным потребителем информационных технологий в Российской Федерации выступает государство. Как и в развитых зарубежных странах, доля спроса государства в течение последних 5 лет в отрасли ИТ достигала 30 процентов, являясь существенным стимулом роста отрасли. Значительный объем спроса приходится на несколько крупнейших компаний, находящихся под контролем государства (ОАО "Газпром", АО "Российские железные дороги", РАО "ЕЭС России", ОАО "Аэрофлот", ОАО "Связьинвест"). Оставшийся объем спроса преимущественно приходится на предприятия финансовой и нефтегазовой сферы, а также, в меньшей степени, связи и торговли. Металлургия, машиностроение, транспорт и другие отрасли значительно отстают в использовании ИТ.
Уровень распространенности информационных технологий среди населения России ещё очень далек от показателей развитых стран. Хотя в данном направлении в России за последние годы происходил стремительный рост, подобное положение, как и в целом по отрасли, объясняется начавшимся только несколько лет назад стартом рынка с практически нулевых показателей.
Отечественный рынок ИТ мал в абсолютном выражении, отстает по большинству характеристик как от развитых, так и от многих развивающихся стран, и далёк от насыщения по всем показателям. Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами (последствия спада производства в 1990-х годах, нежелание предприятий инвестировать в долгосрочные ИТ-проекты, низкий уровень материального благосостояния большей части населения). Вместе с тем, недостаточное развитие ИТ в России усугубляется целым рядом других факторов, создающих препятствия для широкого внедрения и эффективного использования ИТ в экономике общественной жизни и государственном управлении.
4. Факторы и барьеры роста
Программа мероприятий, направленных на максимальное использование благоприятных факторов развития и устранение существующих барьеров, поможет эффективно стимулировать дальнейший рост российского рынка информационных технологий.
К благоприятным для развития отрасли ИТ факторам относятся продолжающийся экономический подъем и высокий базовый уровень образования населения. Продолжающийся экономический подъем вызвал необходимость реструктуризации многих предприятий, а также привел к росту инвестиционных ресурсов, находящихся в их распоряжении. В результате, ряд предприятий начал инвестировать в проекты по оптимизации внутренних процессов и сокращению неэффективных затрат, в частности, путем применения ИТ. Высокий уровень образования значительной части населения дает ресурс для подготовки специалистов в области ИТ и опытных пользователей с относительно небольшими усилиями и затратами.
Барьеры, препятствующие развитию рынка ИТ, можно разделить на законодательные проблемы, факторы, сдерживающие рост внутреннего рынка, сдерживающие рост экспорта и институциональные проблемы.
Неразвитость законодательной базы для ИТ в целом и для отдельных приложений (например, электронный документооборот, электронно-цифровая подпись) тормозит развитие как спроса, так и предложения информационных технологий. Неразработанный механизм в целом передового законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности приводит к потере доходов российскими экспортерами и мешает привлечению в Россию крупных международных компаний. Отсутствие точных формулировок, касающихся ИТ, в налоговом законодательстве приводит к неопределенности в вопросах начисления налогов и увеличению рисков и расходов компаний отрасли ИТ.
Барьеры, мешающие развитию внутреннего рынка , делятся на мешающие развитию спроса со стороны основных групп потребителей (государственные органы, предприятия, население) и ограничивающие предложение.
Со стороны государства спрос на ИТ ограничивают отсутствие квалифицированного спроса на ИТ-продукты и услуги; отсутствие достаточного количества образованных пользователей ИТ в органах государственного управления и в государственных организациях; непрозрачность проведения конкурсов на выполнение государственных заказов (ограничен доступ для новых компаний); недостаточная эффективность проведения масштабных ИТ-проектов в силу ведомственной разобщенности; низкий общий уровень использования ИТ в органах государственной власти. Полноценная реализация федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" поможет сформировать квалифицированный спрос на ИТ со стороны органов государственной власти, осуществлять более масштабные и сложные проекты, привести к качественно лучшему уровню использования ИТ.
Общий нестабильный бизнес-климат в России приводит к нежеланию крупных предприятий вкладывать в долгосрочные проекты в области ИТ (например, системы автоматизации предприятия). Завышенные сроки амортизации компьютерного оборудования, неопределенность с отнесением на себестоимость продукции и со списанием программного обеспечения также снижают экономические стимулы внедрения ИТ на предприятиях.
Низкий спрос на ИТ-услуги и продукты со стороны населения вызван преимущественно низкой платежеспособностью (особенно в регионах) и несформированной потребностью в приобщении к новым технологиям.
Развитие спроса со стороны всех групп потребителей тормозится высокими импортными пошлинами на компьютеры и комплектующие, увеличивающими стоимость средств ИТ на внутреннем рынке. Наличие таких пошлин идет вразрез с мировой практикой.
Для предприятий отрасли ИТ, как российских, так и зарубежных, ведение деятельности в России осложняется большим количеством административных и фискальных барьеров. Так, высокая доля расходов на оплату труда в общей структуре затрат ИТ-компаний увеличивает общую налоговую нагрузку (за счет единого социального налога) по сравнению с "традиционными" отраслями и снижает инвестиционную привлекательность отрасли.
Проблемы, сдерживающих развитие экспорта продукции и услуг ИТ из России. Экспортно-импортные операции значительно усложняются из-за разрешительной процедуры получения сертификатов и лицензий ФАПРИД (особенно критичным данный фактор является для малых и средних предприятий), огромного количества документов при таможенном оформлении. Кроме того, специфика экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг не описана в законодательстве, что приводит к необходимости доказывать возможность экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг для каждой отдельной сделки.
Возврат налога на добавленную стоимость экспортерам программного обеспечения на практике не осуществляется. Вместе с тем, в силу технологических особенностей большинства ИТ-продуктов и услуг, жесткий контроль таких каналов трансферта технологий и интеллектуальной собственности как сеть Интернет не представляется возможным. Все это приводит к тому, что большая часть экспортно-импортных операций, а также в значительной мере выплата заработной платы осуществляются с применением так называемых "серых" схем. Широкое использование подобных схем затрудняет компаниям возможность кредитования и получения венчурного финансирования, что тормозит развитие отрасли. Кроме того, непрозрачность бизнеса осложняет поиск партнеров по бизнесу, как в России, так и за рубежом.
Расширению экспорта, кроме вышеназванных факторов, мешает еще и устоявшееся недоверие зарубежных партнеров к российской отрасли ИТ, вызванное во многом их неосведомленностью. Помимо претензий к защите прав на интеллектуальную собственность, преобладает мнение о нестабильности налогового и таможенного законодательства, недостаточном знании английского языка, отсутствии контроля качества в российских компаниях, тогда как в этих областях российские компании достигли в последние 2-3 года значительных улучшений.
К проблемам институционального характера относятся неразвитость механизмов финансирования, неразвитость и высокая стоимость инфраструктуры, недостаток кадров для отрасли ИТ.
Неразвитость механизмов финансирования во многом вызвана описанными выше проблемами налогового и таможенного администрирования, вынуждающими предприятия пользоваться схемами оптимизации налогов. В результате, непрозрачность предприятий мешает привлечению как кредитов, так и инвесторов. Другим важным фактором является неразвитость механизмов венчурного финансирования, что мешает появлению и быстрому развитию новых ИТ-компаний, развитию экспорта, тормозит внедрение и коммерциализацию новых ИТ-продуктов.
Дорогая и часто недостаточная инфраструктура тормозит развитие целых направлений бизнеса, например, передачу внутренних функций организаций сторонним специализированным компаниям, и мешает привлечению иностранных инвестиций в отрасль.
Недостаток кадров для отрасли ИТ вызван как отставанием системы образования от требований отрасли ИТ, так и сложностью привлечения квалифицированных специалистов из стран ближнего зарубежья. Система образования отстает от требований информатизации, как в части подготовки специалистов в области ИТ, готовых к работе в отрасли непосредственно после окончания учебного заведения, так и в подготовке пользователей. В условиях преобладания фундаментальной физико-математической подготовки уже начала сказываться нехватка специалистов в области ИТ, в особенности сертифицированных по конкретным технологиям. Не хватает специалистов среднего звена, а также руководителей проектов. Недостаточная квалификация пользователей ИТ также является фактором, сдерживающим массовое внедрение ИТ. Привлечение квалифицированных специалистов из стран ближнего зарубежья могло бы снять остроту проблемы с кадрами, но в настоящее время затруднено в силу действующего миграционного законодательства.
Из приведенного перечня факторов (как положительных, так и отрицательных) видно, что на большинство из них предприятиям или группам предприятий отрасли сложно повлиять самостоятельно. Для максимального использования факторов роста и наиболее эффективного преодоления проблем необходимо осуществление государством четкой последовательной программы мероприятий, нацеленных на поддержку и развитие информационных технологий в России.
5. Перспективные сегменты роста отрасли ИТ
За последние 10-15 лет ряд стран (Ирландия, Израиль, Индия, Малайзия, Китай и другие) добились существенного развития отрасли ИТ за счет ориентации на экспорт продуктов и услуг, а также привлечения международных компаний, открывающих на их территории свои производственные, научно-исследовательские или обслуживающие подразделения. Использование такого подхода позволит обойтись относительно небольшими вложениями государства, развить недостающие знания за счет зарубежного опыта, а также за короткое время значительно улучшить имидж России как высокотехнологичной страны.
При условии использования и развития своих конкурентных преимуществ Россия может занять достойное место на международном рынке ИТ, увеличив объем экспорта продуктов и услуг ИТ до 2010 года в несколько раз.
Однако только развития экспорта для решения задач удвоения ВВП и ликвидации сырьевой зависимости российской экономики недостаточно. Необходимо развивать внутренний рынок ИТ, стимулируя спрос населения, внедрение информационных технологий в бизнес и в государственное управление. Это позволит повысить производительность труда во всех отраслях экономики и ускорить их темпы роста.
Таким образом, стимулирование развития внутреннего рынка и экспорта должны рассматриваться как одинаково приоритетные направления. Такое параллельное развитие позволит также преодолеть экономическую неэффективность внутреннего рынка, приводящую к завышенным ценам на основные ИТ-продукты.
Внутренний рынок
Российский рынок ИТ сегодня находится в стадии становления, и многие выделяемые общепринятыми международными классификациями сегменты этого рынка пока не сформированы. Большинство отечественных ИТ-компаний в своей деятельности не специализируются на каких-либо конкретных сегментах отрасли в силу их несформированности и малого объема, а предоставляют смешанный спектр услуг и продуктов. Например, компании, занимающиеся системной интеграцией, зачастую попутно устанавливают клиентам аппаратно-техническое обеспечение и программное обеспечение, а впоследствии оказывают услуги по поддержанию функционирования системы. На развитых рынках все эти услуги оказываются специализированными компаниями. В результате отсутствия специализации универсальные компании не достигают максимальной эффективности в каждом из сегментов рынка.
На этапе становления отрасли ИТ рост каждого в отдельности сегмента в значительной степени обеспечивает поддержку и стимулирует рост других её сегментов (например, развитие аппаратно-технической базы стимулирует спрос на программное обеспечение и ИТ-услуги). Таким образом, на нынешнем этапе развития отрасли ИТ в России формирование специфических стимулов для отдельных сегментов рынка представляется преждевременным.
Соответственно, мероприятия по государственному стимулированию внутреннего рынка ИТ целесообразно проводить для всего рынка в целом. Например, программы повышения компьютерной грамотности населения в целом приведут к росту спроса и на аппаратно-техническое, и программное обеспечение, и на ИТ-услуги, а кроме того, повысят число грамотных пользователей ИТ в бизнесе и в органах государственной власти, что также будет способствовать росту спроса. Таким образом, для развития внутреннего рынка необходимо, в первую очередь, стимулировать спрос, а также устранить барьеры, препятствующие росту предложения.
Уровень проникновения информационных технологий в России в целом остается низким. По числу семей, обладающих компьютерами, Россия (11 компьютеров на 100 семей) далеко отстает не только от США и Западной Европы, но и от стран Восточной Европы, Балтии, ряда развивающихся стран. При этом наблюдается значительная разница в этом отношении между Москвой и регионами: в Москве до 40 семей из 100 имеют дома компьютер, в то время как в небольших городах и на селе - менее 5 семей из 100. Не имея доступа к компьютеру, дети и взрослые в малообеспеченных семьях не могут получить базовые навыки компьютерной грамотности. Это приводит к росту "цифрового неравенства", что ограничивает доступ граждан к информации, мешает получению качественного общего и профессионального образования, снижает их конкурентоспособность на рынке труда.
Основным средством для ликвидации "цифрового неравенства" является государственная поддержка покупки населением персональных компьютеров. Программы поддержки существуют как в развитых странах (Великобритания, Италия, Швеция и др.), так и в развивающихся (Румыния, Египет). России необходимо разработать программу поддержки малообеспеченных семей при покупке компьютера, используя зарубежный опыт. Для развитых стран целевым уровнем распространенности персональных компьютеров, при котором прекращается поддержка их приобретения со стороны государства, является показатель 75-80 компьютеров на 100 семей.
Снижение или полная ликвидация импортных пошлин также является рычагом для повышения возможности населения покупать компьютеры. В настоящее время, пошлины на компьютеры и комплектующие составляют от 5 до 20 процентов их стоимости, что идет вразрез с международной практикой. Поскольку Россия практически не производит компьютерной техники, то пошлины не несут функций защиты внутреннего производителя и лишь повышают стоимость компьютера для конечного потребителя. Ликвидация пошлин на компьютеры и комплектующие согласуется с позицией ВТО.
Другим рычагом повышения спроса населения на компьютеры и роста компьютерной грамотности является обучение работе на персональном компьютере и создание общедоступных компьютерных центров. Так, в школах компьютер должен стать не только инструментом учебного процесса при преподавании математики, истории, химии и других предметов, но и средством постоянной коммуникации между всеми участниками учебного процесса. Для этого необходимо проводить программы обучения учителей использованию персональных компьютеров в учебном процессе. Подобные программы уже проводятся крупными международными компаниями ИТ, и можно воспользоваться имеющимися наработками. Параллельно должно идти наращивание компьютерной базы в школах и подключение школ к сети Интернет.
В целом ряде регионов уже открыты общедоступные компьютерные центры. Они также способствуют ликвидации "цифрового неравенства", поэтому государству необходимо поощрять их создание муниципалитетами или же напрямую финансировать их открытие.
Мощным рычагом воздействия на внедрение ИТ является государство. При значительной доле государственного спроса на рынке ИТ в России, спрос этот раздроблен и в основном приходится на оборудование. Необходимо централизовать государственные закупки средств ИТ как для консолидации заказов, так и для осуществления межведомственных проектов создания информационных систем в соответствии с Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 27 сентября 2004 г. № 1244-р.
Спрос предприятий на ИТ растет вместе с общим ростом управленческой культуры и улучшением бизнес-климата. Рост управленческой культуры приводит к тому, что предприятия начинают активно искать возможности увеличения выручки и лучшего использования ресурсов, чему и способствуют государственные проекты создания информационных систем. В результате улучшения бизнес-климата предприятия охотнее вкладывают средства в длительные инвестиционные проекты, какими обычно являются проекты ИТ.
Помимо мер, направленных на улучшение бизнес-климата, государство может увеличить спрос предприятий на ИТ, способствуя увеличению числа специалистов по ИТ, общему повышению компьютерной грамотности, а также повышая доступность оборудования за счет снижения импортных пошлин и уменьшения сроков амортизации компьютерной техники.
Параллельно с мерами по стимуляции спроса необходимо устранять барьеры, мешающие расширить предложение ИТ. Основными из них, как уже сказано выше, являются недостаток специалистов по ИТ, высокая налоговая нагрузка на предприятия отрасли ИТ и административные барьеры.
Развитие экспорта продуктов и услуг ИТ из России
Данная Концепция предусматривает два основных направления увеличения спроса:
повышение конкурентоспособности российских компаний на экспортных рынках и
привлечение в Россию центров разработки программного обеспечения и предоставления ИТ-услуг крупных зарубежных компаний.
Привлечение таких компаний должно рассматриваться не только как источник повышения объема экспорта, но и как важный инструмент заимствования Россией передового опыта в ИТ и в управлении процессами их разработки.
К перспективным относятся направления, в которых российские компании могут эффективно использовать свои конкурентные преимущества – относительно недорогие трудовые ресурсы, наличие высококвалифицированных специалистов с опытом решения сложных нестандартных задач, близость к ряду экспортных рынков. Исходя из этих преимуществ, наиболее перспективным направлением является предоставление ИТ-услуг на экспорт в сегменте разработки заказного программного обеспечения.
Перспективным направлением является также разработка встроенного программного обеспечения и дизайн оборудования на базе собственных центров зарубежных ИТ-компаний в России. Кроме того, есть некоторые перспективы у прикладных и развлекательных программных приложений для населения и мелкого бизнеса, где размер компании и барьеры для входа на рынок не играют большой роли.
В развитии экспорта ИТ-оборудования у России нет значительных конкурентных преимуществ на мировом рынке. Кроме того, в этом сегменте пришлось бы конкурировать с одной стороны, с крупными западными компаниями, а с другой – с дешевыми производствами в Юго-Восточной Азии.
В качестве заказчиков работ по заказному программированию на первом этапе будут превалировать ИТ-компании, работающие в сегментах с уменьшающейся прибыльностью бизнеса – к таковым относятся системные интеграторы, а также разработчики заказного программного обеспечения. В соответствии с этой схемой работы, российские компании будут выступать в качестве субподрядчиков при выполнении работ.
Оказание услуг напрямую конечным клиентам (в том числе разработчикам программного обеспечения) более доходно. В настоящий момент, выход российских компаний на прямые взаимоотношения с компаниями-заказчиками осложнен неразвитостью сети представительств и низкой информированностью о российских компаниях на зарубежных рынках. Малый средний размер российских ИТ-компаний также препятствует их конкурентоспособности при получении крупных заказов.
Наиболее сильную конкурентную позицию на этом рынке занимает Индия благодаря налаженному процессу исполнения задач и низкой стоимости работ. Россия может рассчитывать на определенную долю на рынке, как благодаря преимуществу в навыках разработки сложных алгоритмов, так и благодаря желанию заказчиков уменьшить зависимость от одной страны.
Развитие российского экспорта должно быть ориентировано на все основные развитые рынки: США, страны ЕС и Японию, с учетом особенностей каждого рынка. В настоящее время в экспорте услуг по заказному программированию в США доминируют индийские компании. Основными факторами их успеха являются свободное владение персонала английским языком, низкая стоимость человеческих ресурсов, большое количество крупных ИТ-компаний со значительным опытом работы, высокий уровень качества управления процессом разработки, а также использование связей с индийскими менеджерами, большое число которых работает в американских компаниях. Чтобы поддержать конкурентоспособность российских компаний на американском рынке, необходимо повысить информированность потенциальных клиентов о России как о перспективном партнере для оказания ИТ-услуг и о высоком профессиональном уровне российских ИТ-компаний.
В отличие от рынка США, для экспорта в ЕС Россия имеет несколько существенных преимуществ перед Индией и Китаем. К ним относятся относительная географическая близость, схожесть культур, налаженные бизнес-связи во многих отраслях, а также значительное количество специалистов с базовым знанием европейских языков в России.
Высокий уровень проникновения высоких технологий во многих отраслях Японии требует разработки сложных алгоритмов, что создает устойчивый спрос на разработку сложного заказного программного обеспечения. В этом сегменте Россия исторически имеет развитые возможности, которые в совмещении со значительно меньшей стоимостью выполнения подобных задач по сравнению с внутренними ценами Японии создают уникальные возможности для развития экспорта в эту страну. Однако, в силу практической монополизации рынка ИТ двумя-тремя японскими компаниями, выход на конечных заказчиков затруднен, и необходимо искать возможности сотрудничества через эти ИТ-компании, добиваясь расширения своих возможностей посредством межправительственных соглашений.
Открытие в России центров разработки, дизайна и исследований иностранных компаний также является перспективным направлением развития отрасли. В этой области уже есть ряд успешных примеров: компании "Интел", "Моторола", "Боинг", "Сан Майкросистемс" и другие. Выгоды открытия таких подразделений для России будут заключаться в использовании существующей глобальной бизнес-структуры международных компаний, создании новых высокооплачиваемых рабочих мест, развитии инфраструктуры, приобретении ценных навыков (управление проектами, управление процессом разработки, контроль качества), увеличении налоговых поступлений. Ряд проблем, особенно чувствительных именно для таких центров разработки, требуют практического решения: невозврат налога на добавленную стоимость при экспорте ИТ-продукции и услуг, недостаточно развитая и (или) дорогая телекоммуникационная инфраструктура, отсутствие четко выраженной политики поощрения инвестиций со стороны региональных органов власти. Ряд проблем целесообразно решать на основе государственно-частного партнерства. Например, возможно финансирование государством инфраструктурных проектов в обмен на гарантии компаний создать определенное количество рабочих мест с уровнем дохода, существенно превышающим средний доход по региону.
Экспорт в страны СНГ перспективен для российских компаний практически по всем сегментам услуг ИТ, потребительскому программному обеспечению и программному обеспечению для малого и среднего бизнеса. Развитию российского экспорта в другие страны СНГ будут способствовать наличие у российских компаний большего опыта в реализации проектов по сравнению с местными компаниями, а также более значительные финансовые возможности. Конечной целью в этом случае должно быть формирование единого рынка информационных технологий стран СНГ.
6. Предлагаемые меры
Основные направления действий
Реализация мероприятий государственной поддержки развития отрасли информационных технологий в России должна осуществляться по четырем основным направлениям:
совершенствование законодательства;
развитие внутреннего рынка;
развитие экспорта;
институциональное развитие.
Мероприятия по совершенствованию законодательства
Разработка законодательной базы в сфере ИТ должна детализировать в нормах законодательства правовые механизмы и процедуры, обеспечивающие реализацию конституционных норм в сфере информационных отношений. Действующие федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации", "Об участии в международном информационном обмене", Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и некоторые другие создавались более 10 лет назад. За это время возникла необходимость согласования содержащихся в них правовых норм с положениями российского гражданского законодательства, учёта появления новых информационных технологий, а также необходимости борьбы с антиобщественными явлениями при использовании таких технологий.
Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере информационных технологий предусматривает следующую этапность в реализации:
внесение изменений в базовые законодательные акты, относящиеся к информационным правоотношениям, отмена нормативных правовых актов (их отдельных положений), явившихся неэффективными или противоречащих основополагающим принципам правового регулирования;
принятие новых нормативных правовых актов, относящихся к законодательству в сфере ИТ;
принятие нормативных правовых актов, реализующих меры, предусмотренные федеральными законами;
решение вопросов о целесообразности и форме корректировки законодательных актов общего характера, включая Гражданский кодекс Российской Федерации.
К числу федеральных законов, подлежащих разработке и принятию в первую очередь, следует отнести законы, обеспечивающие:
единый концептуальный подход к урегулированию базовых вопросов правоотношений, связанных с использованием информации (внесение изменений и дополнений в федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации" и "Об участии в международном информационном обмене");
доступ населения и организаций к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления (принятие федерального закона "О праве на информацию");
защиту персональной информации (принятие федерального закона "Об информации персонального характера");
регулирование общественных отношений, связанных с развитием и использованием современных информационных технологий, включая сеть Интернет (принятие федерального закона "Об электронной торговле", внесение изменений и дополнений в законы "О средствах массовой информации", "О рекламе", "Об электронной цифровой подписи");
правовую основу для развития электронного документооборота (принятие федерального закона "Об электронном документообороте").
Разработка и принятие новых нормативных правовых актов, корректировка действующей нормативной базы должны сопровождаться проведением научно-исследовательских работ, направленных на уточнение основных правовых проблем в области ИТ и оптимальных путей их решения, систематическом мониторинге практики применения действующих нормативных правовых актов.
Основные усилия должны быть сосредоточены на теоретическом осмыслении и практическом разрешении следующих принципиальных вопросов:
возможность, целесообразность и границы применения зарубежного опыта правового регулирования информационных отношений;
пути решения новых правовых проблем, появившихся в связи с использованием новых информационных технологий и сети Интернет;
решение теоретических проблем правового статуса информации как объекта гражданских прав, введенного Гражданским кодексом Российской Федерации;
допустимость и границы применения различных методов регулирования (в том числе саморегулирования) в информационной сфере.
Выводы и рекомендации, полученные в ходе проведения указанных работ, должны быть положены в основу разработок перспективных законодательных предложений.
Кроме приведенного выше перечня мероприятий, направленных на формирование специализированной законодательной базы в области информационных технологий, необходимо развитие существующего общего законодательства (регулирующего все сферы экономики в целом) и адаптация его норм под некоторые особенности отрасли ИТ.
Для повышения прозрачности экспорта и импорта продуктов и услуг ИТ необходима адаптация таможенного регулирования: устранение барьеров , мешающих добросовестным предприятиям отрасли.
При таможенном оформлении как экспорта, так и импорта продукции ИТ сегодня предоставляется около двадцати документов, и по требованию сотрудников таможни данный список может быть существенно расширен. Это способствует развитию коррупции в таможенных органах и уводу экспортных операций компаниями ИТ за рубеж (например, через открытие офиса в другой стране). С целью облегчения процесса экспортно-импортных операций необходимо в первую очередь упростить таможенные процедуры для экспорта продукции ИТ, в том числе, путем утверждения исчерпывающего списка документов, предоставляемых на таможню.
Целесообразна полная отмена таможенных пошлин на ввоз компьютерной техники и комплектующих.
Важной мерой по повышению прозрачности отрасли ИТ является упрощение процедуры временного ввоза, в том числе для инновационной техники, технологий и опытных образцов, не получивших сертификата соответствия. Сегодня ввоз опытных образцов необходим компаниям, разрабатывающим встроенное программное обеспечение. Позиции России в его разработке сильны, но сложности с временным ввозом мешают расширению экспорта этого вида ИТ услуг.
Устранение барьеров в фискальном и административном регулировании будет способствовать легализации экспорта и импорта, поможет ликвидировать схемы оптимизации налогообложения предприятиями отрасли, повысить прозрачность их деятельности и собираемость налогов.
Применяемые органами государственной власти механизмы защиты информации давно перестали быть действенными и создают для предприятий отрасли (особенно малых и средних) искусственные бюрократические барьеры. Для их устранения необходим переход на заявительный порядок экспорта и импорта ИТ-продуктов и услуг, включая носители информации; а также отмена требований о получении справок об отсутствии в товарах информации и технологий, представляющих государственную тайну.
Требуется внесение следующих изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации:
определение разработки программного обеспечения как вида услуг, который может осуществляться на экспорт и определение порядка доказательства факта экспорта программного обеспечения для использования налоговой ставки 0 процентов налога на добавленную стоимость;
осуществление возмещения налога на добавленную стоимость экспортерам продукции и услуг ИТ в порядке, аналогичном таковому для традиционных экспортеров в других отраслях промышленности.
Помимо налога на добавленную стоимость, особенно острым вопросом фискального регулирования для предприятий отрасли ИТ является налогообложение расходов по оплате труда. Доля этих расходов в себестоимости ИТ-компаний составляет от 60 до 70 процентов. Применение базовых ставок единого социального налога приводит к повышенной налоговой нагрузке на компании отрасли по сравнению с традиционными отраслями, что вынуждает предприятия ИТ использовать «серые» схемы выплаты заработной платы. В связи с этим, необходимо создание специальных территорий развития ИТ со специальным налоговым режимом, в частности, снижение в таких зонах ставки единого социального налога до 15 процентов для предприятий, у которых доля затрат на оплату труда в себестоимости продукции или услуг превышает 50 процентов.
Мероприятия по развитию внутреннего рынка ИТ
Поддержка государством развития внутреннего рынка информационных технологий в России включает проведение мероприятий по развитию квалифицированного спроса со стороны государства, повышению доступности ИТ для населения, популяризации ИТ и стимулированию спроса на информационные технологии предприятий других отраслей экономики.
К наиболее важным мероприятиям по развитию квалифицированного спроса со стороны государства относятся:
постепенный переход государственных учреждений от обслуживания ИТ-систем (включая обслуживание ИТ-инфраструктуры) собственными силами к обслуживанию силами сторонних специализированных организаций с проведением открытых конкурсов по их выбору. Данная мера позволит государству осуществлять обслуживание собственных систем качественнее, с меньшими затратами и будет способствовать стимулированию развития отрасли ИТ;
централизация и объединение конкурсов на поставку однотипной продукции для государственных нужд, в том числе типового аппаратного, а также программного обеспечения, имеющего соответствующие лицензии (осуществляются в целях экономии бюджетных средств и повышения эффективности бюджетных расходов) на основе: раздельного проведения конкурсов на выполнение работ по проектированию государственных информационных систем и их реализации; планирования закупок продукции и конкурсного размещения заказов в течение года в соответствии с лимитами бюджетных обязательств (предварительное проведение конкурсного отбора поставщиков на основании гарантированного государством выделения бюджетных средств); создания единого классификатора и номенклатуры товаров и услуг в сфере информационных технологий, единого реестра закупок, поставщиков и решений в этой сфере; проведения мониторинга цен на закупаемые товары и услуги; формирования методики организации конкурсов и отбора поставщиков по отдельным категориям товаров и услуг в сфере информационных технологий;
введение в классификацию бюджетных расходов органов государственной власти статьи "Расходы на использование информационных технологий". В настоящее время все расходы органов государственной власти на ИТ проходят по различным статьям бюджетной классификации. Введение названной статьи позволит выделять в бюджете и контролировать расходование средств на внедрение и содержание ИТ.
повышение квалификации государственных служащих в области информационных технологий путем: определения требований к квалификации и навыкам использования информационных технологий для различных категорий государственных служащих; внедрения унифицированных процедур оценки квалификации сотрудников; разработки и финансирования программ обучения для различных категорий государственных служащих, а также необходимых методических материалов; профессионального обучения и сертификации персонала, ответственного за разработку и внедрение государственных информационных систем и ресурсов; создания системы мотивации, поощрения и регламентации процессов использования государственными служащими информационных технологий.
Следует в нормативном порядке обязать органы государственной власти к 2007 году разработать и приступить к выполнению программы перехода на безбумажные технологии.
Для стимулирования спроса со стороны населения необходимо осуществление ряда мер по популяризации ИТ и обеспечению доступности персональных компьютеров для большинства семей.
С целью повышения доступности ИТ для населения необходима реализация следующих мер:
разработка программы повышения доступности персональных компьютеров для всех слоев населения за счет стимулирования общего снижения цен на рынке и расширения возможностей потребительского кредитования;
вычет стоимости персонального компьютера и программного обеспечения, приобретенных для личного пользования, из налоговой базы налога на доходы физических лиц (с целью увеличения эффекта данную льготу разрешить применять в течение 3 лет). Данная мера позволит физическим лицам вернуть до 39 процентов стоимости персонального компьютера и программного обеспечения (возврат 13 процентов от стоимости покупки ежегодно в течение трех лет), что приведёт к существенному стимулированию спроса населения;
создание общедоступных компьютерных центров в регионах. Эта мера необходима для повышения компьютерной грамотности и спроса населения, а также как база для организации компьютерных курсов;
ускорение реализации программы подключения общеобразовательных школ к сети Интернет, в том числе с использованием современных средств доступа.
Для популяризации ИТ среди населения ключевыми могут стать следующие меры:
декларирование стратегической важности развития отрасли ИТ на высшем политическом уровне;
проведение социальной рекламы, направленной на использование ИТ;
рекомендация, идущая от системы образования родителям учащихся общеобразовательных школ, приобретать домашние компьютеры для повышения качества обучения и улучшения дальнейших жизненных перспектив;
освещение в средствах массовой информации историй успеха российских компаний отрасли ИТ;
разработка стандартных программ и организация курсов по обучению основам компьютерной грамотности всех желающих, в том числе с привлечением компаний-партнеров (организация таких курсов возможна на базе существующих компьютерных классов в учебных заведениях).
Помимо стимулирования спроса на информационные технологии со стороны государства и населения, важна реализация мер по стимулированию спроса на ИТ со стороны предприятий всех отраслей экономики . К первоочередным мерам в данном направлении относятся:
сокращение сроков полезного использования (амортизации) компьютерной оборудования и программного обеспечения до 2-х лет. Можно предусмотреть условие применения этой меры в случае передачи персонального компьютера в личное пользование сотрудникам, либо в качестве благотворительных пожертвований учебным заведениям;
уменьшение налоговой базы налога на прибыль организаций на сумму расходов, направленных ими на финансирование учебных заведений и подразделений ИТ-направленности и по обучению (переподготовку или повышение квалификации) персонала в отношении использования ИТ.
Мероприятия по развитию экспорта информационных технологий (продуктов и услуг)
Наиболее важными направлениями по стимулированию российского экспорта ИТ являются продвижение отечественной отрасли ИТ, принятие программы действий по усилению защиты интеллектуальной собственности, а также поддержка сертификации компаний-экспортеров по международным стандартам (ISO 9100 и CMMi).
В направлении продвижения российского сектора ИТ в первую очередь необходима реализация ряда мер по повышению имиджа России как в глазах потенциальных инвесторов, так и возможных партнеров ИТ-компаний. В этой связи государство должно способствовать своевременному, адекватному информированию зарубежных аналитических агентств и общественности о происходящих в России улучшениях и учету данной информации при составлении международных рейтингов инвестиционной привлекательности. Для этого необходимо обеспечение поддержки исследований рынка ИТ, проводимых ведущими аналитическими агентствами.
Помимо действий информационного характера, с точки зрения налаживания контактов с зарубежными партнерами и инвесторами целесообразно осуществление мер по поддержке участия российских компаний в важных международных мероприятиях в области ИТ (выставках, конференциях, семинарах). Практика совместного финансирования маркетинговых расходов предприятий-экспортеров товаров и услуг является распространенным инструментом содействия экономическому развитию (применяется в Великобритании, Канаде, Ирландии, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Бразилии и других странах). Например, в Канаде в рамках программы по развитию экспортного рынка государством софинансируется 50 процентов маркетинговых расходов, связанных с выходом на внешние рынки предприятий с объемом продаж до 10 млн. долларов США, с числом занятых до 100 человек в промышленности и до 50 человек в сфере услуг.
Чрезвычайно важной для продвижения российского ИТ-бизнеса мерой является создание организации, ответственной за продвижение и содействие отрасли ИТ со следующими функциями:
формирование и поддержка базы данных о предприятиях отрасли ИТ России, а также потенциальных инвесторах и партнерах (зарубежных и отечественных). Создание "единого информационного окна" поможет западным компаниям проще находить партнеров в России, а российским — клиентов или инвесторов;
консультационная поддержка: содействие российским ИТ-предприятиям в поиске финансирования (рекомендации по составлению бизнес-планов, поиск партнеров, установление контактов с венчурными фондами); предоставление информации иностранным компаниям по открытию центров разработки и исследований в России; содействие ИТ-компаниям (российским и иностранным) во взаимодействии с органами государственной власти; предоставление полезной для ИТ-компаний информации (юридические вопросы, особенности бухгалтерского учета, типовые контракты) через сеть Интернет;
централизованное управление программами технического содействия развитию российской отрасли ИТ со стороны международных финансовых организаций;
разработка и проведение кампании, направленной на: продвижение имиджа России как надежного квалифицированного партнера на международных ИТ-конференциях и семинарах; представление России в международных организациях сферы ИТ — Internet Society (ISOC), The Open Group и др.; организация и проведение ознакомительных туров западных партнеров по российским ИТ-компаниям; организация и проведение выставок для потенциальных заказчиков ИТ-продуктов и услуг, а также для компаний, которым может быть интересно открытие собственного отделения дизайна оборудования и разработки программного обеспечения в России; работа со специализированными изданиями, аналитиками информационных агентств по продвижению имиджа России.
Целесообразны также разработка и осуществление совместно с МИДом России и Минэкономразвития России программы поддержки российской отрасли ИТ через систему торговых представительств Российской Федерации за рубежом. Такая программа должна предусматривать как распространение информации о российских ИТ-компаниях, так и сбор данных о потенциальных партнерах в стране расположения торгового представительства.
Следует организовать поддержку сертификации экспортеров по международным стандартам . Поддержка должна включать: софинансирование расходов на получение ИТ-предприятиями сертификатов качества по стандартам ISO 9001 и CMMi, необходимых для выхода на внешние рынки; расходов на консультационную помощь и создание группы российских оценщиков-сертификаторов качества управления процессами.
Кроме поддержки получения сертификатов ИТ-компаниями, также необходимо осуществлять поддержку участия российских компаний ИТ в международных органах сертификации.
Мероприятия по поддержанию институционального развития отрасли ИТ
Для обеспечения активного развития отрасли ИТ в России, необходимо осуществить ряд мероприятий, направленных на формирование ресурсной базы отрасли. Ключевыми ресурсами, необходимыми для развития информационных технологий в стране, являются развитая инфраструктура, обеспеченность кадрами необходимой квалификации, доступность финансирования и должный уровень защиты интеллектуальной собственности.
Развитие общей инфраструктуры ИТ должно включать создание специальных территорий развития ИТ и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, критической для развития отрасли ИТ, во всех регионах. Важнейшим мероприятием является разработка программы создания специальных территорий развития ИТ («технопарков»). Основные преимущества таких территорий – создание критической массы специалистов и развитой телекоммуникационной инфраструктуры, а также наличие специального режима налогообложения.
Чрезвычайно важным для развития отрасли ИТ является предоставление (в том числе в регионах) телекоммуникационной инфраструктуры по ценам, сравнимым с мировыми. Сегодня, в силу целого ряда факторов рыночного и регулятивного характера, стоимость аренды высокоскоростных каналов передачи данных в России существенно выше, чем в США, Европе, Индии, Китае, что значительно снижает конкурентоспособность экспорта ИТ-услуг из России. В связи с этим, следует определить меры государственной политики, направленной на преодоление такого положения вещей.
Обеспечение доступности кадров для отрасли ИТ, как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане, критично для роста отрасли. Меры, направленные на совершенствование системы образования, помогут решить проблему с кадрами в долгосрочном плане, тогда как программа стимулирования притока квалифицированных кадров из ближнего зарубежья поможет снять проблему в ближайшие несколько лет.
Высокий общий уровень образования и количество специалистов с фундаментальной физико-математической подготовкой в сравнении с другими развивающимися странами – потенциальное конкурентное преимущество российской отрасли ИТ. Однако с позиций международно признанных требований к ИТ-квалификациям в России наблюдается дефицит кадров. Для изменения сложившейся ситуации, Министерству информационных технологий и связи Российской Федерации совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации необходимо разработать программу адаптации общего и профессионального образования к потребностям ИТ. Совершенствование системы образования должно включать повышение ИТ-грамотности в общеобразовательных учебных заведениях, подготовку учителей с навыками использования ИТ в учебном процессе, развитие среднего профессионального образования в интересах отрасли ИТ, организацию на базе вузов краткосрочных курсов повышения квалификации по специальностям, востребованным отраслью ИТ, приведение учебных программ факультетов по подготовке специалистов в области ИТ в соответствие с лучшей международной практикой, привлечение представителей ведущих компаний отрасли ИТ к разработке программ и стандартов преподавания специальностям в области ИТ, повышение уровня знания иностранных языков ИТ-специалистами, и другие меры.
Для повышения уровня владения иностранными языками чрезвычайно эффективным является создание государственного образовательного канала для изучения иностранных языков. При реализации данного мероприятия необходимо учесть, что приоритетным языком является не только английский, но и немецкий (знание языка и близость к немецкоязычным странам ЕС создаст конкурентное преимущество при оказании услуг на данном рынке).
Отрасль ИТ уже сегодня ощущает недостаток кадров на внутреннем рынке, в то время как в странах СНГ есть много квалифицированных специалистов, готовых работать на российских предприятиях ИТ. Однако их привлечению мешают сложные миграционные процедуры. В связи с этим, для обеспечения большей доступности трудовых ресурсов необходима разработка программы стимулирования притока квалифицированных кадров из стран СНГ и дальнего зарубежья, аналогичная программам поощрения иммиграции квалифицированных ИТ-специалистов, осуществляемых в ряде развитых стран (США, Канада, ФРГ) с середины 90-х годов.
В целях обеспечения доступности финансовых ресурсов для отрасли ИТ необходимо повысить прозрачность деятельности предприятий, путем проведения предусмотренных данной концепцией мероприятий по устранению барьеров в фискальном, административном и таможенном регулировании. Вместе с тем, необходимо развивать венчурное финансирование, как наиболее важный механизм для коммерциализации новых разработок. Кроме принятия специализированного законодательства, для развития венчурного финансирования необходимо создание фонда совместного инвестирования в компании отрасли ИТ, где государство выступает в роли миноритарного инвестора. В качестве соинвесторов необходимо привлечь ведущие западные венчурные фонды и российский капитал. Принципиальным условием эффективного функционирования фонда является управление средствами фонда профессионалами с опытом работы в ведущих иностранных венчурных компаниях. Участие ведущих международных фондов в капитале позволит предотвратить возможные злоупотребления и повысить качество управления средствами.
Необходимо разрешить предприятиям учитывать на балансе объекты интеллектуальной собственности в области ИТ, а также использовать их в качестве залога. Это будет способствовать привлечению финансирования в виде банковских кредитов.
Важной мерой институционального развития отечественной отрасли ИТ является принятие программы действий по защите интеллектуальной собственности и борьбе с нелегальным использованием ИТ-продуктов ("пиратством"), с последующим широким освещением результатов в средствах массовой информации (в том числе – зарубежных). Например, систематическое проведение показательных рейдов по ликвидации цехов по производству и точек сбыта контрафактной продукции может поддержать действия по изменению законодательства.
7. Эффект от реализации
В результате реализации Концепции можно достичь к 2010 году роста общего объема отрасли информационных технологий до 40 млрд. долларов США (т.е., более чем в 5 раз по отношению к 2003 году).
Занятость в отрасли составит не менее 5 процентов работающего населения, или 3,5 млн. человек (для сравнения — 1,4 процента в 2001 г).
Россия войдет в тройку лидеров на мировом рынке экспорта ИТ-услуг с объемом в 3 млрд. долларов в 2010 году. Ряд ведущих международных ИТ-компаний в собственных центрах дизайна оборудования и разработки программного обеспечения будут осуществлять не менее 20 процентов своих исследований.
Сформируется общепринятое мнение о высокой квалификации каждого индивидуального специалиста и высоком качестве работы компаний в целом в российской отрасли ИТ.
Развитие отрасли ИТ будет способствовать повышению производительности труда во всех отраслях экономики, лучшему использованию человеческих и материальных ресурсов, что внесет заметный вклад в решение задачи удвоения ВВП.
Высокий уровень развития ИТ станет важнейшим фактором качественного улучшения систем образования и здравоохранения, реализации проектов адресной социальной поддержки незащищенных слоев населения, повышения обороноспособности страны, обеспечения безопасности на самом современном уровне.
Значительно повысится компьютерная грамотность населения. Число семей, имеющих персональный компьютер, составит не менее 40, а имеющих доступ в сеть Интернет — не менее 35 процентов. В целом, по развитию информационных технологий Россия может выйти на уровень стран ЕС.
Другие положительные эффекты от реализации Концепции включают увеличение прямых иностранных инвестиций, развитие инфраструктуры телекоммуникаций, повышение квалификации значительного числа специалистов.
Рост отрасли приведет к увеличению базы для налоговых сборов. В результате реализации Концепции к 2010 году можно достичь роста объема отрасли на 33 млрд. долларов США. С учетом действующей системы налогообложения дополнительные доходы бюджета при этом составят не менее 4 млрд. долларов или 120 млрд. рублей в год. Повышение производительности труда в других отраслях в результате внедрения ИТ также увеличит доходы бюджета.
8. Требуемые инвестиции
Мероприятиями Концепции предусматривается снижение некоторых налогов, импортных пошлин и изменение сроков полезного использования (амортизации) компьютерного оборудования и программного обеспечения, что повлечет за собой возможное снижение бюджетных поступлений. Прогнозируемое ежегодное снижение доходов бюджета в результате этих мероприятий не превысит 330 млн. долларов США, что примерно соответствует 10 млрд. рублей (см. Приложение 2). Затраты бюджета на реализацию мероприятий, в которых целесообразно прямое бюджетное финансирование, не превысят 3 млрд. долларов США в год.
Реализация мероприятий, предполагающих снижение бюджетных поступлений, будет способствовать повышению прозрачности деятельности предприятий и, как следствие, повышению собираемости налогов. Снижение доходов бюджета будет временным явлением.
Таким образом, даже без учета повышения производительности других отраслей и косвенных положительных эффектов, требуемые финансовые вложения заметно ниже, чем достигаемые результаты.
9. Контроль выполнения мероприятий Концепции
Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации ежегодно готовит раздел о ходе реализации Концепции в ежегодно представляемом в Правительство Российской Федерации докладе об использовании информационных технологий, а также разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения по выполнению мероприятий, предусмотренных в данной Концепции.
План основных мероприятий по реализации настоящей Концепции прилагается.
Проект
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Концепции развития рынка информационных технологий в Российской Федерации |
П Л А Н
основных мероприятий по реализации Концепции развития рынка информационных технологий в Российской Федерации
Наименование мероприятия |
Вид документа |
Срок представления |
Ответственные исполнители |
1. Упрощение таможенных процедур для экспорта продукции ИТ, в том числе, путем утверждения исчерпывающего списка документов, предоставляемых на таможню |
проект изменений и дополнений, вносимых в Таможенный кодекс Российской Федерации |
I квартал 2005 г. |
Мининформсвязи России
Минэкономразвития России |
2. Отмена таможенных пошлин на ввоз компьютерной техники и комплектующих |
акт Правительства Российской Федерации |
II квартал 2005 г. |
Мининформсвязи России
Минэкономразвития России
Минфин России |
3. Упрощение процедуры временного ввоза для инновационной техники, технологий и опытных образцов, не получивших сертификата соответствия |
проект изменений и дополнений, вносимых в Таможенный кодекс Российской Федерации |
II квартал 2005 г. |
Мининформсвязи России
Минэкономразвития России |
4. Отмена требований о получении для экспорта и импорта ИТ продуктов и услуг справок об отсутствии в товарах информации и технологий, представляющих государственную тайну |
акт Правительства Российской Федерации |
III квартал 2005 г. |
Мининформсвязи России
Минэкономразвития России
Минюст России |
5. Определение разработки программного обеспечения как вида услуг, который может осуществляться на экспорт |
проект изменений и дополнений, вносимых в Налоговый кодекс Российской Федерации |
III квартал 2005 г. |
Мининформсвязи России
Минэкономразвития России
Минфин России |
6. Определение порядка доказательства факта экспорта программного обеспечения для использования налоговой ставки 0 процентов налога на добавленную стоимость |
проект изменений и дополнений, вносимых в Налоговый кодекс Российской Федерации |
III квартал 2005 г. |
Мининформсвязи России
Минэкономразвития России
Минфин России |
7. Определение порядка возмещения налога на добавленную стоимость экспортерам продукции и услуг ИТ в порядке, аналогичном таковому для традиционных экспортеров в других отраслях промышленности |
проект изменений и дополнений, вносимых в Налоговый кодекс Российской Федерации |
III квартал 2005 г. |
Мининформсвязи России
Минэкономразвития России
Минфин России |
8. Создание специальных территорий развития ИТ с особым налоговым режимом, в частности, снижение в таких зонах ставки единого социального налога до 15 процентов для предприятий, у которых доля затрат на оплату труда в себестоимости продукции или услуг превышает 50 процентов |
доклад в Правительство Российской Федерации |
IV квартал 2005 г. |
Мининформсвязи России
Минэкономразвития России
Минфин России |
9. Вычет стоимости персонального компьютера и программного обеспечения, приобретенных для личного пользования, из налоговой базы налога на доходы физических лиц |
проект изменений и дополнений, вносимых в Таможенный кодекс Российской Федерации |
IV квартал 2005 г. |
Мининформсвязи России
Минэкономразвития России
Минфин России |
10. Сокращение сроков полезного использования (амортизации) компьютерной оборудования и программного обеспечения до 2-х лет |
проект изменений и дополнений, вносимых в Налоговый кодекс Российской Федерации |
IV квартал 2005 г. |
Мининформсвязи России
Минэкономразвития России
Минфин России |
11. Уменьшение налоговой базы налога на прибыль организаций на сумму расходов, направленных ими на финансирование учебных заведений и подразделений ИТ-направленности и по обучению (переподготовку или повышение квалификации) персонала в области ИТ |
проект изменений и дополнений, вносимых в Налоговый кодекс Российской Федерации |
IV квартал 2005 г. |
Мининформсвязи России Минфин России
Минобрнауки России |
12. Создание с участием государства фонда совместного инвестирования в компании отрасли ИТ |
акт Правительства Российской Федерации |
IV квартал 2005 г. |
Мининформсвязи России
Минэкономразвития России
Минобрнауки России
Минфин России |
13. Разработка программы создания технопарков |
акт Правительства Российской Федерации |
I квартал 2006 г. |
Мининформсвязи России Минобрнауки России |
14. Оказание финансовой и консультационной помощи ИТ-предприятиям в постановке системы контроля качества и получении сертификатов качества |
акт Правительства Российской Федерации |
I квартал 2006 г. |
Мининформсвязи России Минобрнауки России
Минэкономразвития России |
15. Разработка программы повышения доступности персональных компьютеров для всех слоев населения |
доклад в Правительство Российской Федерации |
I квартал 2006 г. |
Мининформсвязи России Минобрнауки России
Минэкономразвития России Минфин России |
16. Создание организации, ответственной за консультационную поддержку и содействие отрасли ИТ
17.Подготовка предложений по внесению изменений в изменений в базовые законодательные акты и принятие новых законодательных актов, относящихся к информационным правоотношениям |
акт Правительства Российской Федерации
предложения в Минюст России |
I квартал 2006 г.
ежегодно в порядке, установленном для плана законопроектных работ |
Мининформсвязи России Минобрнауки России
Минэкономразвития России |
18. Разработка программы развития высокоскоростных каналов передачи данных по ценам, сравнимым с мировыми (в том числе в регионах) |
доклад в Правительство Российской Федерации |
I квартал 2006 г. |
Мининформсвязи России Минобрнауки России |
19. Разработка программы адаптации общего и профессионального образования к потребностям ИТ |
доклад в Правительство Российской Федерации |
I квартал 2005 г. |
Мининформсвязи России Минобрнауки России |