Развитие сетевой политики

Электронная версия книги Акопова Г.Л.: "Глобальные проблемы и опасности сетевой политики". ISBN 5-7509-0152-1

Глава I. Определение и сущность сетевой политики

2. Развитие сетевой политики

Становление глобального информационного общества и массовое распространение компьютерных сетей привели к зарождению новых политических технологий, которые позволяют вывести политический
процесс на новый более качественный уровень. Одним из основных нововведений в современной политике, является политика осуществляемая посредством и с помощью информационно-коммуникационных компьютерных сетей общего пользования (преимущественно сети «Интернет»), которую для краткости мы обозначим как — сетевую политику.

Еще совсем недавно считалось, что Интернет – это скорее средство связи, общения, информирования, что соответствовало особенностям его реального использования. Сегодня же нити «всемирной паутины» оказываются нередко ориентированными на политическую пропаганду и даже – на политико-правовое воздействие.[1] Это дает нам возможность рассматривать сеть не только как средство телекоммуникационной связи, но и как инструмент «большой» политики.

Сеть дает возможность начинающим политикам заявить о себе, не затрачивая больших усилий и не опасаясь цензуры. Многие представители партийных элит призывают граждан вступать в ряды тех или иных партий, используя средства виртуальной агитации.

Даже в самых развитых демократических странах в реальной политической практике существует высокая степень отчуждения масс от участия в политическом процессе. Власть народа и управление обществом разделены.

Немаловажную роль в этом играет тот факт, что технология политического властвования требует выполнения политическими институтами их функций в короткие сроки, что резко ограничивает механизм консультирования с народом при принятии решений. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в политическом менеджменте способно обеспечить политическим институтам недостающую им возможность консультирования с народом в кратчайшие сроки и даже в режиме реального времени. Увеличивается интерес граждан к политике и как следствие активное участие масс в политических процессах.

Ряд исследователей справедливо отмечают: «что с помощью популярной среди молодых людей Сети настолько удастся заинтересовать их политикой, что они просто будут гореть желанием голосовать. Высказывались предложения о том, что особенности подачи политической информации в «Интернет» (большой объем, полнота и глубина) привлекут тех потенциальных избирателей, которых смущает и отвращает от участия в выборах поверхностность и ангажированность политических материалов в традиционных средствах массовой информации»[2].

Уже сегодня власть без новейших информационных технологий обходиться не может. Именно эффективная информационно-коммуникационная политическая конкуренция является определяющим фактором завоевания и сохранения политической власти.

Все больше отечественных и зарубежных ученых приходят к выводу, что в период нового информационного общества, зарождается новая правящая элита. А. Бард и Я. Зодерквист в своей книге «Netократия: новая правящая элита и жизнь после капитализма» уверенно утверждают, что новый класс т.н. «нетократов»[3], уже находится у власти и скоро полностью вытеснит устаревшую политическую элиту неспособную обуздать глобальную информационную сеть.

Одними из первых данную тенденцию прочувствовали партийные элиты, которые, наиболее нацелены на завоевания власти. Именно поэтому политические элиты активно вступили в борьбу за власть с помощью сетевых технологий[4].

Функция глобальной сети «Интернет» в деятельности современных политических партий состоит в обеспечении постоянного общественно-политического дискурса с возможностью электронной обратной связи в реальном времени между партийной элитой и ее электоратом. Благодаря «Интернету» граждане пользуются большой свободой в вопросах сбора, анализа и обмена информацией, а также получают возможность принимать участие в непосредственном управлении политической партией либо оказывать влияние на ее деятельность.

Так, любой желающий может легко войти в контакт с партийной элитой и высказать свои рекомендации либо претензии к деятельности политической партии. Более того, сами партийные элиты активно используют «Интернет» для обобщения и учета различной информации, а именно:

  • анализа мнений и настроений электората;
  • проведения различных опросов и статистических исследований;
  • обмена идеями с пользователями компьютерной сети «Интернет»;
  • получения политических данных в режиме реального времени со всего мира;
  • связи с региональными отделениями партий, которых согласно российскому закону о политических партиях должно быть не менее 45;
  • анализа реакции пользователей «Интернета» на то или иное политическое явление и др.

Как известно элиты политических партий используют сеть «Интернет» не только для обобщения и учета информации, но и для иных целей, в частности:

  • рекрутирования новых членов партии,
  • презентации различных политических проектов и законодательных инициатив,
  • распространения информации о деятельности партии,
  • передачи пресс-релизов для журналистов,
  • передачи политических новостей, касающихся функционирования партийной организации,
  • воздействия на определенные слои населения путем передачи адресной политической пропаганды,
  • сбора средств и пожертвований на нужды партии[5] и т.д.

Ряд представителей современных российских партийных элит советуются с гражданами, используя сеть «Интернет», в ходе принятия важных политических решений. Например, в апреле 2003 года, покойный ныне С. Юшенков предлагал пользователям «Интернета» выдвинуть кандидатов в избирательный список «Либеральной России»[6].

Возможности использования сети «Интернет» в политической практике разнообразны. Приведем лишь некоторые примеры зарубежного опыта использования информационно-коммуникационных сетей органами государственной власти:

  • В Сингапуре на одном интернет-портале собрано 150 государственных служб.
  • Ежегодно в ОАЭ через Интернет проводиться 8 000 таможенных операций
  • Бразильцы голосуют с помощью электроники на выборах в центральные и местные органы власти.
  • Федеральное правительство США ежегодно совершает в Интернете 4 млн. сделок по закупке товаров и услуг на сумму более 17 млрд. долларов.
  • 2 млрд. ежегодных страховых исков во Франции обрабатываются с помощью компьютерных сетей.
  • 75% австралийцев платят подоходный налог через Интернет.

 Как справедливо отмечает Д. Холмс: «Государственные служащие будущего не будут сидеть за столами, заваленными кипами бумаг, они будут работать в виртуальных министерствах, имея огромные объемы ценной информации в своем распоряжении. Так организован Европол — Европейская полиция. Основной функцией этой современной надгосударственной организации государственного сектора, штаб-квартира которой расположена в Гааге, является сотрудничество и обмен информацией с различными европейскими полицейскими подразделениями. Ее служащие работают в высокотехнологичном окружении, где предпочтение оказывается электронным видам коммуникации, где используются системы электронного документооборота, а не многократный ввод данных и многократная обработка документов, где для хранения и получения информации существуют базы данных, а не архивы с папками»[7]. Далее Д. Холмс цитирует руководителя ИТ-отдела, Н. Пуньета: «Все, от водителя до управляющего, подключаются к своему компьютеру каждое утро, ежедневно. Все проходит по сети, включая заседания и встречи, повестку дня, заявки на предоставление отпуска, а также управление делами»[8].

Уже сегодня в некоторых зарубежных и даже отечественных инстанциях электронный документ может быть передан электронным образом в организацию любым гражданином или служащим, веб-сервер проверит его содержимое и немедленно сообщит о любой проблеме, самостоятельно, без посторонней помощи устраняя простейшие ошибки, подобные пропущенной графе индекса. Сервер посылает проверенный документ как электронное письмо соответствующему служащему, который производит быструю проверку по вопросам, которые не могут быть решены автоматически, а только вручную. Затем он одним щелчком мышки посылает документ на утверждение, добавляя цифровую подпись, предотвращая опасность изменения ключевых параметров. После этого документ мгновенно пересылается в бухгалтерию и возвращается назад к служащему, который выполняет требуемую услугу. Весь процесс занимает намного меньше времени и усилий по сравнению со старыми способами обработки документов посредством межведомственной почты и факсимильных аппаратов.

С помощью новых компьютерных технологий резко снижается потребность в построенных на чиноначалии управленческих конструкциях, без посредничества которых до сих пор невозможно было организовать совместную работу большого количества людей. В условиях низкого качества коммуникаций такие конструкции были необходимы, но теперь передавать управляющее воздействие выгодней не по состоящей из чиновников цепочке, а посредством интернет-технологий. Причина этого — в "родовых" свойствах бюрократических систем управления, таких, как высокие расходы на содержание, подчиненность главным образом целям собственного сохранения и укрепления, подавляющая инициативу и усиливающая зависимость каждого служащего от вышестоящего должностного лица. К тому же социальный статус участвующих в каком-либо деле субъектов управления перестает быть самодовлеющим обстоятельством, определяющим их поведение. Каким бы ни было занимаемое человеком положение в обществе, оно накладывает на его действия всякие формальные ограничения, которые, не имея отношения к сути дела, тем не менее, способны до безобразия извратить его ход. Кроме того, господствующее сейчас представление о том, что значимость личности соответствует ее социальному статусу, является достаточно грубым допущением, поскольку сам по себе номинал не гарантирует содержания. В Сети же социальный статус можно не принимать во внимание и действовать, учитывая только дееспособность и честность вовлекаемых лиц. Причем найти людей с нужными качествами в условиях Сети гораздо проще, чем при использовании любой из ранее известных форм взаимодействия[9].

В свое время Р. Даль отмечал, что телекоммуникационные технологии играют ключевую роль в создании предпосылок «передового демократического общества», в котором политические решения опираются на мнения и суждения «народа»[10]. И здесь с ним трудно не согласиться. Всемирная компьютерная сеть «Интернет» уже сегодня является эффективным связующим звеном между руководителями государств и рядовыми гражданами. Возможности, предоставляемые сетью «Интернет», позволяют политической элите проводить консультации с гражданами в режиме реального времени. Сеть позволяет проводить моментальный мониторинг общественного мнения, узнавать о потребностях и проблемах рядовых граждан. Но основная функция глобальной сети «Интернет» в деятельности современных политических организаций, на наш взгляд, состоит в обеспечении постоянного общественно-политического дискурса с возможностью электронной обратной связи в реальном времени между политической элитой и гражданским сообществом. Благодаря этому граждане пользуются большей свободой в вопросах сбора, анализа и обмена информацией, а также получают возможность принимать участие в непосредственном управлении государством либо оказывать влияние на деятельность аппарата государственной власти.

Так, благодаря технологиям сетевой политики, любой желающий может легко войти в контакт с политической элитой и высказать свои рекомендации либо претензии к деятельности, как отдельного политика, так и всей политической системы в целом.

Безусловная данная технология сейчас находится на стадии становления, но уже сейчас в сети Интернет представлены все ветви государственной власти и практически в любой орган власти можно написать электронное обращение.

Некоторые ученые утверждают: «что применение новых технологий позволит создать диалогическое коммуникативное пространство "правительство-население", благодаря чему можно будет в кратчайшие сроки получать информацию об ответной реакции населения на важнейшие правительственные решения, а также эффективно реализовать идею участия населения в решении социально значимых проблем. Создание диалогического пространства "правительство-население" в сети Интернет будет способствовать и созданию положительного образа российского правительства у его пользователей»[11].

Политическая функция «Интернета» в соответствии с концепцией Т. Вестена состоит в обеспечении постоянного общественно-политического дискурса с возможностью электронной обратной связи в реальном времени между властью и гражданами. При этом граждане станут менее зависимы от государственных чиновников, экспертов, политических организаций, групп интересов, ассоциаций и СМИ в вопросах сбора, организации и обмена информацией. Сеть в состоянии мобилизовать политическое участие граждан в политике. В наиболее идеальной форме рисуется картина самоуправления посредством электронного опроса общественного мнения, без всякого участия профессиональных политических коммуникаторов[12]. Но это скорее далекое будущее. Хотя уже сейчас представители административно-политических элит активно проводят опрос общественного мнения через сеть «Инетернет».

Нельзя не отметить тот факт, что один из основных элементов народовластия в современном обществе — институт выборов, уже сегодня значительно модернизирован за счет информационно-коммуникационных сетей.

Во всем цивилизованном мире активно ведутся эксперименты по проведению выборов через всемирную сеть «Интернет». Даже в традиционно консервативной Великобритании правительство лейбористов не жалеет денег на проведение интерактивных выборов, затраты на которые, например, в мае 2002 года обошлись королевской казне в шесть миллионов евро. Причем многие британские политики утверждают, что «e-voting» (голосование через Интернет) – это демократия будущего[13].

Не отстает от мировых процессов и Россия. Отвечая на вопрос журналистов о возможности голосования через «Интернет», председатель ЦИК РФ, Вишняков А.А. отметил, что ЦИК России занимается этой проблемой и, в частности, уточнил, что российские эксперты принимают участие в заседании соответствующей комиссии Совета Европы. Глава ЦИК подчеркнул, что это может произойти не ранее, чем через 5 лет, так как для этого «необходимо разработать юридическую основу и предстоит решить ряд технических вопросов, касающихся безопасности передачи информации»[14].

Учитывая перспективу развития электронного голосования, можно уверено говорить об огромном потенциале использования «Интернета» в грядущих политических процессах, в частности, в борьбе за власть.

Нельзя не отметить тот факт, что сеть «Интернет» уже сегодня активно используется и для гражданского контроля за проведением избирательных компаний. Так в пункте 9 статьи 80 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», записано следующее: «введенные в государственную автоматизированную информационную систему данные об участии избирателей в выборах Президента Российской Федерации, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны (в режиме "только чтение") абонентам информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (в том числе сети "Интернет") в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации»[15].

Публикация в сети «Интернет» информации о предварительных и об окончательных итогах голосования позволяет не только оперативно информировать граждан о проведении подсчета голосов, но и обеспечивает эффективный механизм гражданского контроля за проведением подсчета голосов избирателей. Т. к. граждане получают возможность оперативно получать данные о ходе подсчета голосов избирателей, что делает выборы более, прозрачными и открытыми для общественности.

В идеале развитие сетевых технологий должно способствовать эффективному осуществлению народовластия в государствах с развитой сетевой-инфраструктурой. Это, в свою очередь, будет способствовать консолидации общества и развитию подлинно гражданского общества.

Т.о., становится очевиден тот факт, что сетевая политика способствует развитию инклюзивной политической системы (т.е. политической системы, при которой население может быть включено в политическую жизнь посредством различных форм политического участия). Что, безусловно, сказывается и на консолидации общества, способствует формированию действительно гражданского общества со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Сеть действительно способствует консолидации общества, различные сообщества с помощью глобальной сети с легкостью распространяют свои идеи, находят сторонников и единомышленников.

Подытоживая вышесказанное, можно с уверенностью утверждать, что сетевые технологии уже сегодня активно функционируют в системе политического и государственного управления. А потенциал их развития дает основания говорить о становлении и развитии новой политики, осуществляемой посредством компьютерных сетей общего пользования.


  • [1] См.:
    Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном
    обществе. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. – С. 76
  • [2] Дмитриев А.В., Латынов В.В., Яковлев И.Г. Политика,
    политология, Интернет. – М.: Современный гуманитарный
    университет, 2002. – С. 16
  • [3] Нетократы – те, кто способен обуздать
    глобальную информационную сеть и научиться управлять новыми
    формами коммуникаций.
  • [4] Подр. см.: Акопов Г.Л. Сетевая
    политика российских партийных элит: проблемы теории и
    практики. Ростов-на-Дону: РОСБЛАНК, 2003.
  • [5] Например: В рамках кампании по сбору средств через свой
    веб-сайт (www.kprf.ru), КПРФ по состоянию на 10 сентября
    2003 г. собрала более 11 млн. рублей.
  • [6] См.: Аргументы и факты. «Сделай список сам!». №12. 2003.
  • [7] См.: Холмс Д. eGov.
    Стратегии электронного бизнеса для государства / Дуглас
    Холмс; Пер. с англ. А.В. Коротков. – М.: ООО «Издательство
    Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004 С. 104
  • [8] Там же.
  • [9] Подр.: Давыдов Aлександр. О некоторых
    социально-политических последствиях становления сетевой
    структуры общества // Futura.ru.
    2001.
  • [10] Dahl R.A. Democracy and its Critics. New Haven,
    1989. Р. 339.
  • [11] Политика, политология, Интернет. Дмитриев А. В., Латынов В.
    В. Яковлев И. Г. – М. Современный гуманитарный университет,
    2002. – С. 34
  • [12] Westen T. 2004: A Digital Election Scenario // Elections in
    Cyberspace: Towards a New Era in American Politics. Washington, 1996, р. 57-69
  • [13] См.:
    Интерактивные выборы// Немецкая волна 6 июня 2002. 16:39.
  • [14] РИА «РосБизнесКонсалтинг».
    «ЦИК РФ разрабатывает систему электронно-сенсорного
    голосования». 15.08.2003.
  • [15] Федеральный закон. «О выборах Президента Российской
    Федерации» // Российская газета от 16 января 2003 г., No 6 (3120)

© Акопов Г.Л., 2004

Назад | Оглавление | Дальше

затеяли строительство? советы прораба: скидки на новости