Зарождение и развитие сети «Интернет» и информационного общества

Электронная версия книги Акопова Г.Л.: "Глобальные проблемы и опасности сетевой политики". ISBN 5-7509-0152-1

Глава I. Определение и сущность сетевой политики

1. Зарождение и развитие сети «Интернет» и информационного общества.

Практически с самого момента изобретения электронно-вычислительных машин (ЭВМ), считалось, что основная функция этих машин заключается в вычислительном процессе. Однако развитие общества возложило на ЭВМ функцию, которая не была изначально заложена в идею функционирования компьютера. Тем не менее, в начале 60-х годов двадцатого века перед Министерством обороны США возникла нелегкая стратегическая задача — как управлять страной в случае возникновения ядерного конфликта. По результатам исследовательских работ было принято решение создать децентрализованную сеть, состоящую из отдельных независимых сегментов. Именно тогда на примитивные (по нынешним временам) ЭВМ, была возложена новая коммуникативная функция, позволившая создать эффективную компьютерную сеть для обмена данными.

В основу ее информационного обмена была заложена оригинальная конструкция расщепления информационных данных на малые порции — "пакеты", которые достигали цели назначения различными путями. И в 1961 году Defence Advanced Research Agensy (DARPA) по заданию министерства обороны США приступило к проекту по созданию экспериментальной сети передачи пакетов. Эта сеть, названная ARPANET, предназначалась первоначально для изучения методов обеспечения надежной связи между компьютерами различных типов. Так, в 1969 г. появился АРПАНЕТ. Многие методы передачи данных через модемы были разработаны в ARPANET. Тогда же были разработаны и протоколы передачи данных в сети — TCP/IP. TCP/IP — это множество коммуникационных протоколов, которые определяют, как компьютеры различных типов могут общаться между собой.

Примечательно, что в СССР за шесть лет до построения в США ARPANET – прообраза Интернета, существовал план создания Государственной сети вычислительных центров (ГСВЦ), однако, к большому сожалению, он не был реализован на практике, что лишило нашу страну возможного приоритета в данной области.

В США сеть ARPANET была построена с учетом обеспечения ее функционирования в период военных действий, что, в частности, отражалось в высокой надежности доставки сообщений при повреждении части узлов сети или даже физическом уничтожении оборудования узлов. В случае поражения отдельных участков сети действующие узлы автоматически перенаправляли данные по функционирующим каналам связи. Такая надежность предназначалась для управления военным потенциалом США в любых условиях, даже в случае ядерного удара .

Эксперимент с ARPANET был настолько успешен, что многие организации захотели войти в нее, с целью использования для ежедневной передачи данных. И в 1975 году ARPANET превратилась из экспериментальной сети в рабочую сеть.

В 1983 году вышел первый стандарт для протоколов TCP/IP, вошедший в Military Standarts (MIL STD), т.е. в военные стандарты, и все, кто работал в сети, обязаны были перейти к этим новым протоколам. Спустя некоторое время TCP/IP был адаптирован в обычный, то есть в общедоступный стандарт, и термин «Интернет» вошел во всеобщее употребление. В 1983 году из ARPANET выделилась MILNET, которая стала относиться к Defence Data Network (DDN) министерства обороны США. Термин «Интернет» стал использоваться для обозначения единой сети: MILNET плюс ARPANET. И хотя в 1991 году ARPANET прекратила свое существование, сеть «Интернет» существует, ее размеры намного превышают первоначальные, так как она объединила множество сетей во всем мире.

Началом становления мировой компьютерной сети Интернет принято считать 1986 г., когда Национальный научный фонд создал научную компьютерную сеть и объединил ее с АРПАНЕТ. С тех пор ее популярность постоянно растет, а рост количества пользователей составляет, по некоторым оценкам, более 10% в месяц. Из средства передачи электронных посланий Интернет превратился сегодня в место для встреч, полное людей и идей, стал киберпространством, миром коммуникаций, информации и развлечений, в котором не существует понятия "расстояние" .

Фактически Интернет состоит из множества локальных и глобальных сетей, принадлежащих различным компаниям и предприятиям, связанных между собой различными линиями связи. Глобальную компьютерную сеть «Интернет» можно представить себе в виде мозаики сложенной из небольших сетей разной величины, которые активно взаимодействуют одна с другой, пересылая файлы, сообщения и т.п.

Сегодня общепризнанно, что сеть Интернет — является главным инструментом человечества при его переходе к информационной эре, в которой коммуникативная функция, возложенная на ЭВМ выходит на первый план. Компьютеры, соединенные в сеть, в руках современного людского сообщества, способны изменить и уже меняют все общество. Суть этих изменений состоит в пусть неравномерном, но совершенно неуклонном установлении прямых и равноправных телекоммуникационных связей всех со всеми. Интернет-технологии, сделавшие возможность превращения таких связей в общедоступное и свободное от пространственно-временных ограничений, средство общения широких масс становятся политико-информационной основой нового «информационного» общества, о котором уже давно говорят и спорят многие отечественные и зарубежные ученые.

Так, в еще начале 60-х годов фактически одновременно в США и Японии Ф. Махлупом и Т.Умесао термин «информационное общество» был введен в научный оборот. Многие исследователи практически моментально подхватили данную теорию и стали развивать ее. Сегодня теории информационного общества делят на две группы. Одна включает теории, примыкающие к концепциям постиндустриализма и непосредственно из них выходящие. С этими теориями связаны имена Д. Белла, А. Турена и др. Они представляют собой как бы первую стадию развития теории информационного общества. Вторая — концептуальные схемы О. Тоффлера, Р. Дарендорфа, Ф. Феррароти, а также скорректированная теория Д. Белла.

В концепциях информационного общества отмечается, что такое общество являет собой особую стадию в историческом развитии. Существует два подхода, по-разному трактующие историческое место информационного общества. Первый, выраженный Ю. Хабермасом и Э. Гидденсом, рассматривает информационное общество как фазу индустриального общества. Второй, озвученный Д. Беллом и О. Тоффлером, фиксирует информационное общество в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом второй волны .

Не смотря на все споры и разногласия практически все исследователи сходятся в одном строительным материалом информационного общества является информационно-коммуникационная компьютерная сеть общего пользования.

Компьютерная сеть «Интернет» явилась для многих способом удовлетворения потребности в снятии ограничений с возможности действовать, возникающую в силу стремления человеческой природы выходить за пределы зависимости от обстоятельств, сдерживающих его спонтанные и целеустремленные порывы. Причем доля таких людей в населении ведущих стран мирового сообщества, а также их влияние в обществе уже вполне достаточны для того, чтобы сделать грядущие социально-политические изменения необратимыми. Наличие прямых равноправных связей всех со всеми, являющееся определяющим качеством сетевого общества, дает всем участвующим в нем лицам такой прирост дееспособности, от которого невозможно отказаться и с которым невозможно не считаться .

  • Петровский С.В. Интернет-услуги в правовом поле России / Серия «Закон и общество». – Ростов н/Д: Феникс; М.: Агенство «Издательство сервис», 2003. С. 8
  • Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. С. 17
  • Алексеева Ю.А. Возникновение идеологии информационного общества// Информационное общество. 1999.
  • Политология. Краткий словарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. С. 104.
  • Подр. см.: Давыдов Aлександр. О некоторых социально-политических последствиях становления сетевой структуры общества  // Futura.ru. 2001.

© Акопов Г.Л., 2004

Назад | Оглавление | Дальше

игры флеш бесплатно играть флеши игры скачать Линк флеши игры