Проект
К О Н Ц Е П Ц И Я
РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ДО 2010 ГОДА
1. Введение
Настоящая Концепция разработана Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации в соответствии с Планом действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2004 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 января 2004 г. № 1-р (пункт 11).
В соответствии с настоящей Концепцией разработан план мероприятий по ее реализации.
2. Основные положения концепции
В данной концепции под региональной информатизацией понимается процесс создания необходимых условий для реализации прав и свобод граждан, обеспечения социально-экономического развития и эффективности системы государственного управления субъекта Российской Федерации и местного самоуправления на основе использования информационных технологий.
Основные цели региональной информатизации включают:
повышение эффективности управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации;
стимулирование распространения и использования информационных технологий в ключевых областях общественной жизни субъекта Российской Федерации;
обеспечение доступа населения и организаций к информации о деятельности органов власти и их участия в процессах общественной экспертизы проектов решений и эффективности их реализации;
создание условий для развития телекоммуникационной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и обеспечивающей потребности населения, органов власти, организаций субъекта Российской Федерации в доступе к информационным ресурсам и информационном взаимодействии;
формирование открытых информационных ресурсов, направленных на удовлетворение информационных потребностей населения и организаций субъекта Российской Федерации;
обеспечение информационной безопасности региональных и муниципальных информационных систем и телекоммуникационной инфраструктуры на территории субъекта Российской Федерации.
Государственная политика в сфере региональной информатизации призвана обеспечить эффективность и согласованность действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации прав и свобод граждан, обеспечению социально-экономического развития и эффективности государственного управления субъекта Российской Федерации и местного самоуправления на основе использования информационных технологий.
Государственная политика в сфере региональной информатизации должна обеспечивать выравнивание темпов и уровня информатизации субъектов Российской Федерации.
Государственная политика в сфере региональной информатизации основывается на следующих принципах:
использования информационных технологий для решения приоритетных задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, совершенствования системы государственного управления субъекта Российской Федерации и местного самоуправления, обеспечения прав и свобод граждан (принцип целевой направленности);
управления процессами региональной информатизации на основе программно-целевого подхода, консолидации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, направляемых на развитие региональной информатизации (программно-целевой принцип);
концентрация ресурсов на решении важнейших задач региональной информатизации, выполнении проектов, выбранных по результатам сравнительной оценки возможного социально-экономического эффекта и объема ресурсов, необходимых для их реализации (принцип концентрации на приоритетных достижимых результатах);
информационной открытости программ и проектов региональной информатизации для общества, обеспечения участия всех заинтересованных сторон в их разработке и оценке результатов реализации (принцип открытости и партнерства);
обеспечения конкурсного отбора исполнителей программ и проектов региональной информатизации, финансируемых за счет средств регионального и местных бюджетов (принцип конкуренции);
обеспечения комплексной информатизации субъекта Российской Федерации на основе создания территориальной информационной системы для управления его социально-экономическим развитием, включающей информационные системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и предприятий, находящихся в их ведении, а также системы обеспечения их взаимодействия между собой и с государственными информационными системами федерального значения (принцип комплексности и системности информатизации);
обеспечения последовательности, поэтапности и согласованности реализации программ и проектов в сфере региональной информатизации (принцип последовательности);
стандартизации, унификации и обеспечения совместимости отдельных решений в рамках территориальной информационной системы и территориальных информационных систем между собой (принцип стандартизации и унификации);
гармонизации нормативной правовой и методической базы, регламентирующей процессы региональной информатизации, с федеральным законодательством, обеспечения единства методических и нормативных требований к развитию и использованию государственных информационных систем и ресурсов федерального, регионального и муниципального уровней (принцип единства правовой и нормативно-методической базы);
обеспечения безопасности информационных систем, защиты информационных ресурсов, их сохранности, целостности и достоверности (принцип безопасности);
обеспечения прав граждан и организаций на доступ к создаваемым региональным и муниципальным информационным ресурсам (принцип доступности информации).
Концепция определяет приоритетные задачи государственной политики в сфере региональной информатизации, порядок, условия и механизмы ее реализации.
Целями концепции является определение:
основных задач использования информационных технологий для реализации прав и свобод граждан, обеспечения социально-экономического развития и эффективности государственного управления субъекта Российской Федерации и местного самоуправления;
общих принципов построения и развития территориальных информационных систем, а также ее функциональных архитектуры;
основных направлений стандартизации и сертификации решений, используемых при построении территориальных информационных систем;
принципов обеспечения взаимодействия федеральных и региональных государственных информационных систем и ресурсов между собой;
направлений совершенствования федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации в сфере региональной информатизации;
схемы взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере региональной информатизации;
организационных механизмов управления региональной информатизацией;
основных направлений и структуры бюджетных расходов в сфере региональной информатизации.
3. Уровень и основные показатели развития региональной информатизации
Анализ результатов ежегодных обследований, проводимых Мининформсвязи России, показывает, что во многих субъектах Российской Федерации формируется современная информационно-технологическая инфраструктура, реализуются проекты и программы региональной информатизации.
За период 2001-2003 годов расходы на региональную информатизацию из бюджетов субъектов Российской Федерации возросли более чем в три раза и составляют в среднем 20 рублей в год на одного жителя, а в отдельных регионах – 100 и более рублей. По данным обследования регионы израсходовали в 2003 году на проекты в сфере информатизации 6,2 млрд. руб. (в 2002 году – 5,7 млрд. руб.). При этом более половины этой суммы было выделено субъектами Российской Федерации, входящими в Центральный федеральный округ.
В 74 субъектах Российской Федерации определены органы, ответственные за информатизацию региона. В 82 процентах регионов созданы специализированные организационные структуры, ответственные за информатизацию, в 47 процентах – образованы координационные советы по вопросам использования информационных технологий и формирования территориальных информационных систем. В 53 процентах регионов утверждены концепции и программы региональной информатизации, а в 27 процентах – указанные документы находятся в процессе разработки.
Ведутся работы по созданию баз данных в рамках формирования территориальных информационных систем. Наибольшее количество баз данных создано в финансово-бюджетной, экономической и социальной сферах. В 52 процентах регионов созданы базы данных правовой информации, в 54 процентах ведутся работы по созданию основных региональных кадастров и регистров, содержащих данные о населении, юридических лицах, объектах недвижимости. Осуществляются работы по созданию картографических баз данных.
В большинстве регионов созданы ведомственные территориально-распределённые информационно-телекоммуникационные сети, имеющие от нескольких сот до нескольких тысяч пользователей.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и ряда муниципальных образований разместили в сети Интернет информацию о регионе и о предоставлении услуг, организовали интерактивное информационное обслуживание граждан и организаций. В рамках проекта «КиберПочта» Мининформсвязи России создаются пункты общественного доступа к сети Интернет и открытым информационным ресурсам органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В соответствии с нормативными правовыми актами и нормативно-технической документацией федерального уровня в субъектах Российской Федерации проводятся мероприятия по обеспечению безопасности и защиты информационных и телекоммуникационных систем.
В 24 субъектах Российской Федерации приняты законы об информатизации, формировании информационных ресурсов, информационно-технологическом обеспечении органов власти.
На основе анализа данных мониторинга субъекты Российской Федерации можно разделить на следующие группы:
регионы с высоким уровнем информатизации (23 процента), в которых сформирована нормативная правовая база, в органах государственной власти образованы структурные подразделения по управлению процессами информатизации, приняты и реализуются программы информатизации, выделяются бюджетные средства, ведутся работы по интеграции информационных систем различных органов власти, создаются общие информационные ресурсы, телекоммуникационные сети, специализированные организации и подразделения по обслуживанию средств информатизации и оказанию услуг населению;
регионы со средним уровнем информатизации (35 процентов), в которых приняты основные нормативные правовые акты по информатизации, разработаны концепции и программы информатизации, в органах государственной власти образованы структурные подразделения по управлению процессами информатизации, созданы и функционируют информационные системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ведутся работы по организации взаимодействия этих систем с информационными системами органов местного самоуправления;
регионы с низким уровнем информатизации (42 процента), в которых разрабатываются программы информатизации, функционируют отдельные информационные системы органов власти.
Основные проблемы, на решение которых должна быть направлена государственная политика в сфере региональной информатизации, включают:
отсутствие данных об уровне развития региональных и муниципальных информационных систем;
значительная дифференциация и неравенство субъектов Российской Федерации по уровню информатизации;
низкий уровень доступности современных информационных технологий и телекоммуникационных услуг широким слоям населения;
недостаточная увязка в рамках региональных программ отдельных проектов создания и развития региональных и муниципальных информационных систем между собой на основе общей архитектуры, их несоответствие актуальным задачам социально-экономического развития региона;
отсутствие в большинстве программ региональной информатизации системы ключевых показателей эффективности их реализации;
несогласованность и недостаточный уровень координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по внедрению информационных технологий и стимулированию их использования в социально-экономической сфере на территории субъекта Российской Федерации;
несовместимость, высокая стоимость интеграции и обеспечения взаимодействия информационных систем территориальных подразделений федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления между собой;
дублирование создаваемых региональных и муниципальных информационных ресурсов;
низкий уровень развития и распространения технологий обеспечения доступа граждан и организаций к региональным и муниципальным информационным ресурсам. сведениям о деятельности органов власти на территории субъекта Российской Федерации, а также интерактивного информационно-справочного обслуживания;
несоответствие законодательства субъектов Российской Федерации в сфере развития и использования информационных технологий федеральным законам, а также мировой практике;
отсутствие системы стандартов по управлению программами и проектами региональной информатизации и созданию территориальных информационных систем;
крайне низкий уровень информатизации бюджетной сферы – учреждений культуры, образования, науки, медицины, находящихся в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления;
недостаточная эффективность проведения закупок в сфере информационных технологий для нужд органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
4. Создание территориальной информационной системы
В целях эффективной реализации государственной политики региональной информатизации целесообразно создание в регионе территориальной информационной системы (далее именуется ТИС).
ТИС включает информационные подсистемы, обеспечивающие поддержку деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, находящихся в их ведении, по решению основных задач управления социально-экономическим развитием региона и объединяет их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры региона.
Реализация ТИС позволит обеспечить:
повышение эффективности планирования, координации и контроля деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по достижению приоритетных целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и муниципальных образований;
повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности органов власти;
повышение качества и доступности услуг, предоставляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями и учреждениями, находящимися в их ведении, населению и организациям;
совершенствование механизмов противодействия коррупции на территории субъекта Российской Федерации;
повышение исполнительской дисциплины, производительности и эффективности работы государственных служащих и работников органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, находящихся в их ведении,
повышение информационной открытости и прозрачности для населения и организаций деятельности органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, развитие технологий проведения общественной экспертизы на стадиях подготовки и реализации решений по обеспечению социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
повышение защищенности населения, а также объектов инфраструктуры от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и террористических актов;
повышение эффективности и оперативности информационного взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления между собой, а также с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти.
ТИС включает:
информационно-аналитическую подсистему, обеспечивающую возможность мониторинга, анализа, прогнозирования и планирования деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по достижению целей социально-экономического развития региона;
функциональные подсистемы, обеспечивающие повышение эффективности деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, находящихся в их ведении, по предоставлению услуг населению и организациям, а также осуществлению контроля и надзора;
подсистемы обеспечения доступа населения и организаций к информации о деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, находящихся в их ведении, к региональным и муниципальным информационным ресурсам;
интеграционные подсистемы, обеспечивающие возможность организации и обеспечения электронного информационного взаимодействия подсистем ТИС как между собой, так и с государственными информационными системами федерального значения;
общую информационно-технологическую инфраструктуру, обеспечивающую возможность совместного функционирования отдельных подсистем ТИС.
Отдельные подсистемы ТИС должны создаваться на основе общих принципов, стандартов и требований для обеспечения их совместимости и согласованного функционирования.
Задачи и состав подсистем ТИС должны соответствовать задачам управления регионом и муниципальным образованием.
Информационно-аналитическая подсистема ТИС
Реализация информационно-аналитической подсистемы ТИС позволит обеспечить внедрение в деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления методов программно-целевого планирования, оценки эффективности их деятельности путем сопоставления бюджетных расходов и достигнутых результатов.
Информационно-аналитическая подсистема ТИС должна обеспечивать возможность:
мониторинга эффективности бюджетных расходов и результативности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, находящихся в их ведении, по достижению целей и плановых показателей социально-экономического развития по отдельным сферам и областям;
всестороннего анализа, прогнозирования и моделирования возможных путей повышения эффективности государственного регулирования, последствий государственного вмешательства и объемов необходимого бюджетного финансирования отдельных направлений социально-экономического развития из регионального и местных бюджетов;
определения плановых показателей бюджетного финансирования отдельных направлений социально-экономического развития и результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, составления комплексных планов и стратегий;
доступа населения и органов государственной власти к информации о показателях социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
Информационно-аналитическая подсистема ТИС должна включать следующие уровни управления:
органы местного самоуправления;
глав местного самоуправления;
органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
В информационно-аналитической подсистеме обеспечивается сбор, последующая обработка и анализ сведений в электронном виде, необходимых для поддержки принятия решений на всех уровнях регионального управления, характеризующих фактическое состояние и планируемый уровень развития отдельных областей социально-экономической сферы, результативность деятельности органов власти, эффективность бюджетных расходов и потребность в бюджетном финансировании.
На уровне органов местного самоуправления обеспечивается первичный сбор и накопление сведений в муниципальных базах данных по отдельным направлениям социально-экономического развития муниципального образования, результативности деятельности предприятий и учреждений, находящихся в их ведении и параметрах их бюджетного финансирования, создаются средства обработки, анализа и представления соответствующих сведений.
На уровне главы муниципального образования формируется муниципальная база данных, содержащая агрегированные сведения о социально-экономическом развитии муниципального образования, результативности деятельности органов местного самоуправления и бюджетных параметрах их финансирования, а также создаются средства обработки, анализа и представления соответствующих сведений.
На уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется формирование региональных баз данных, содержащих агрегированные по всем муниципальным образованиям сведения по отдельным направлениям социально-экономического развития и результативности деятельности органов местного самоуправления, создаются средства обработки, анализа и представления соответствующих данных.
На уровне высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации формируется региональная база данных, содержащая агрегированные сведения о социально-экономическом развитии субъекта Российской Федерации, результативности деятельности региональных и муниципальных органов власти и бюджетных параметрах их финансирования, создается ситуационный центр поддержки принятия решений.
Информационно-аналитическая подсистема обеспечивает сбор данных по следующим направлениям регулирования:
в сфере экономического развития и торговли - для мониторинга и анализа уровня благосостояния и покупательской способности населения, темпов роста экономики, уровня ее конкурентоспособности и инновационности, уровня развития малого и среднего бизнеса, экономической концентрации, инвестиционного потенциала, зависимости от внешних поставок, существующих административных барьеров, а также поддержки принятия решений по определению мер налогового стимулирования, условий предоставления помощи отдельным хозяйствующим субъектам и объемам соответствующего бюджетного финансирования;
в бюджетно-финансовой сфере – для мониторинга и анализа исполнения доходной части бюджета, поступления налоговых, неналоговых поступлений, безвозмездных перечислений, доходов целевых бюджетных фондов и доходов от предпринимательской деятельности, расходов бюджетов всех уровней, объемов налоговых и других поступлений, собираемости налогов, исполнения расходной части бюджетов всех уровней, целевых бюджетных фондов в разрезе экономической, функциональной, ведомственной и целевой классификации, взаимных расчетов между бюджетами всех уровней, состояния и структуры внутреннего и внешнего долга региона и поддержки принятия решений по определению бюджетной и налоговой политики, нормативов бюджетного финансирования, формированию проекта регионального и местных бюджетов;
в сфере социально-демографической ситуации – для мониторинга и анализа социально-демографической структуры населения, количества трудоспособного населения, уровня естественного прироста населения, младенческой смертности, уровня заболеваемости, поддержки принятия решений по установлению мер по поддержке молодых семей и определению объемов бюджетного финансирования соответствующих программ и проектов.
в сфере обеспечения занятости и трудовой деятельности – для мониторинга и анализа профессиональной структуры, качества и мобильности трудовых ресурсов, предложения рабочих мест, уровня безработицы и поддержки принятия решений по определению условий и порядка выплаты пособий по безработице и определению необходимого объема бюджетного финансирования для реализации региональных и муниципальных программ содействия занятости населения;
в сфере управления государственным и муниципальным имуществом – для мониторинга и анализа эффективности деятельности предприятий и учреждений, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, и использования закрепленных за ними объектов недвижимости, а также поддержки принятия решений по ликвидации, реорганизации, приватизации государственных и муниципальных предприятий и учреждений, определению мер по повышению доходности использования объектов недвижимости, их приватизации, а также определению необходимых объемов бюджетного финансирования на содержание предприятий и учреждений, техническое обслуживание объектов недвижимости;
в сфере агропромышленного комплекса – для мониторинга и анализа объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции, объемов и структуры затрат на их производство, состояния и использования основных производственных фондов, используемых для сельскохозяйственных нужд площадям, состояния сельскохозяйственной техники, цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию и поддержки принятия решения о мерах по стимулированию производителей сельскохозяйственной продукции и объемам финансовой помощи им из средств регионального и местных бюджетов;
в сфере энергетики и топливно-энергетических ресурсов - для мониторинга и анализа уровня энергоресурсопотребления, энергопотенциала, технического состояния объектов энергетики, надежности энергоресурсного снабжения, а также поддержки принятия решения по определению тарифной политики, потребностей в топливно-энергетических ресурсах и лимитов их использования бюджетными организациями, объемов бюджетных средств для их приобретения, а модернизации и реконструкции объектов энергетики;
в сфере жилищной политики – для мониторинга и анализа технического состояния жилого фонда, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, объемов ветхого и аварийного жилищного фонда, уровня обеспеченности жильем и его доступности для населения, количества граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, темпов роста объемов жилищного строительства и поддержки принятия решений по определению объемов жилищного строительства за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
в сфере градостроительной деятельности – для мониторинга и анализа градостроительной деятельности, ее соответствия существующим требованиям в сфере безопасности, охраны окружающей среды, экологической безопасности, государственным градостроительным нормативам и правилам и поддержки принятия решений по установлению порядка выдачи разрешений на строительство, планированию градостроительного развития территории и ее застройке, определению объектов градостроительной деятельности регионального и муниципального значения и объемов бюджетного финансирования их строительства;
в сфере жилищно-коммунального комплекса - для мониторинга и анализа себестоимости, качества, уровня оплаты коммунальных услуг, задолженностей предприятий жилищно-коммунального хозяйства, состояния коммунальных систем жизнеобеспечения и поддержки принятия решений по определению региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений государственного и муниципального жилого фондов, тарифов на коммунальные услуги, порядка и условий предоставления субсидий на территории субъектов Российской Федерации, а также необходимых объемов бюджетного финансирования программ и проектов строительства, реконструкции и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, возмещения расходов предприятий, находящихся в ведении органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, оказывающих коммунальные услуги, приоритетных направлений реформирования коммунального хозяйства и предоставления дотаций гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг;
в сфере образования – для мониторинга и анализа эффективности деятельности образовательных учреждений, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в сфере начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, ее соответствия лицензионным требованиям и требованиям государственных образовательных стандартов, качества и доступности предоставляемых образовательных услуг населению и поддержки принятия решений по созданию, реорганизации, ликвидации и объемам бюджетного финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, установлению нормативов их бюджетного финансирования, региональных компонентов государственных образовательных стандартов, строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, дополнительных к федеральным требованиям;
в сфере науки, научно-технической политики и развития инновационной инфраструктуры – для мониторинга и анализа основных направлений развития науки и техники, деятельности научных организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления и поддержки принятия решений по их созданию, реорганизации и ликвидации, а также объемам бюджетного финансирования их деятельности;
в сфере охраны здоровья граждан, развития здравоохранения и оказанию медицинской помощи – для мониторинга и анализа состояния здоровья населения и неблагоприятно влияющих на него факторов, деятельности медицинских, фармацевтических, лечебно-профилактических учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, соответствия предоставляемой медицинской помощи стандартам качества, уровня распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, поддержки принятия решения по определению потребностей населения в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, созданию, реорганизации и ликвидации медицинских учреждений, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установлению дополнительных льгот отдельным группам населения по оказанию медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении, а также оценке необходимых объемов бюджетных расходов в сфере здравоохранения;
в сфере культуры – для мониторинга и анализа уровня обеспечения населения услугами культуры и досуга, деятельности учреждений культуры и искусства, библиотек, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, состояния объектов культурного наследия и поддержки принятия решений по созданию, реорганизации и ликвидации учреждений культуры, определению объемов бюджетного финансирования их деятельности и охраны и сохранения объектов культурного наследия.
в сфере физической культуры и спорта – для мониторинга и анализа уровня систематического занятия детей и молодежи физической культурой и спортом, совершаемых ими правонарушений, эффективности деятельности физкультурно-спортивных организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поддержки принятия решений по их созданию, реорганизации и ликвидации, строительству спортивных объектов, организации массовых физкультурных и спортивных мероприятий и объемам соответствующего бюджетного финансирования;
в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов – для мониторинга и анализа состояния окружающей среды, анализа негативного воздействия на нее деятельности хозяйствующих субъектов, природоохранной деятельности, состояния минерально-сырьевой базы республики и финансовых поступлений от их использования, рациональности использования и освоения природных ресурсов и поддержки принятия решений по определению нормативов в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, объемам бюджетного финансирования мероприятий, направленных на улучшение состояния окружающей среды в зонах экологического бедствия;
в сфере социального обслуживания населения – для мониторинга и анализа эффективности обеспечения социальной поддержки граждан, находящихся в трудных жизненных ситуациях, и предоставления им соответствующих социальных услуг, деятельности учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и поддержки принятия решений по их созданию, реорганизации и ликвидации, объемам их бюджетного финансирования и установлению нормативов их деятельности;
в сфере транспорта – для мониторинга и анализа доступности и качества транспортных услуг и поддержки принятия решений о развитии автомобильных дорог, общественного городского пассажирского транспорта, тарифах и объемах бюджетного финансирования выполнения соответствующих программ и проектов и финансовой поддержки предприятий, оказывающих транспортные услуги;
в сфере телекоммуникационной инфраструктуры и связи – для мониторинга и анализа уровня обеспечения населения услугами связи, а также их доступности и качества, поддержки принятия решений по определению льгот и преимуществ в части оказания услуг, порядка и размера их оплаты, а также объемов соответствующего бюджетного финансирования;
в сфере охраны общественной безопасности населения и охраны правопорядка и противодействия террористической деятельности – для мониторинга и анализа количества совершенных правонарушений в сфере охраны общественного порядка, личной безопасности граждан, охраны их собственности, эффективности деятельности органов охраны правопорядка, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике, предотвращению, пресечению и раскрытию правонарушению, поддержке принятия решений по определению дополнительной численности милиции общественной безопасности, созданию, реорганизации и ликвидации общественных пунктов охраны, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установлению размеров дополнительных выплат сотрудникам милиции сверх установленного размера денежного довольствия, определению объемов соответствующих бюджетных расходов;
в сфере предотвращения, устранения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности – для мониторинга и анализа защищенности населения и объектов инфраструктуры от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и пожаров, деятельности региональных и муниципальных подразделений противопожарной службы, создаваемых по договору с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и финансируемые из средств соответствующих бюджетов, поддержки принятия решений по проведению эвакуационных мероприятий, установлению местных налогов на обеспечение пожарной безопасности, определению объемов бюджетного финансирования на создание и содержание сил и средств для защиты от чрезвычайных ситуаций, подразделений пожарной охраны и ликвидации их последствий.
В целях обеспечения эффективного функционирования информационно-аналитической подсистемы ТИС необходимо обеспечить ее информационное взаимодействие с базами государственных статистических данных, формируемыми на региональном и муниципальном уровнях территориальными подразделениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере государственной статистики.
Для обеспечения функционирования информационно-аналитической подсистемы в составе ТИС на региональном и муниципальных уровнях создаются центры обработки данных. Центры обработки данных обеспечивают размещение и обслуживание формируемых баз аналитических данных. Целесообразность создания отдельного центра обработки данных может определяться по итогам анализа объемов собираемой информации и потребностей в ее анализе.
Для повышения эффективности работы государственных служащих и работников органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с базами аналитических данных по отдельным направлениям социально-экономического развития могут создаваться специальные программное средства, поддерживающие специфические для данной сферы функции работы с данными (например, построение моделей).
В целях эффективной организации работы с аналитическими данными на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут создаваться ситуационные центры, обеспечивающие информационно-аналитическую поддержку подготовки и принятия стратегических решений по управлению социально-экономическим развитием.
Органы местного самоуправления должны иметь возможность использовать региональные центры обработки данных, создаваемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, для формирования и размещения создаваемых ими баз аналитических данных.
Функциональные подсистемы ТИС
ТИС включает функциональные подсистемы, обеспечивающие поддержку деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению услуг населению и осуществлению контрольно-надзорных функций, а также функциональные подсистемы, обеспечивающие информатизацию деятельности предприятий и учреждений, находящихся в их ведении.
В рамках ТИС реализуются следующие функциональные подсистемы обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления:
подсистемы оформления и учета выданных гражданам и юридическим лицам лицензий на осуществление определенного вида деятельности и контроля соблюдения лицензиатами условий лицензионных соглашений;
подсистемы оформления и учета выданных гражданам и юридическим лицам разрешений на осуществление конкретных действий;
подсистемы регистрации и постановки на учет актов, документов, прав, объектов и ведения соответствующих реестров, регистров и кадастров;
подсистемы учета предоставленных лицам, имеющим право на получение социальной поддержки, льгот, пособий, дотаций, субсидий, и произведенных по ним выплат.
В рамках реализации ТИС создаются следующие подсистемы обеспечения деятельности учреждений и предприятий бюджетной сферы:
в сфере образования формируются ресурсные методические центры, обеспечивающие информационную и нормативно-методическую поддержку образовательного процесса, создаются подсистемы управления учебным образовательным процессом, хранения и использования в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов и электронных учебно-методических комплектов, обеспечения дистанционного обучения;
в сфере здравоохранения и медицины создаются подсистемы записи на прием, учета и ведения историй болезней гражданина (электронного паспорта здоровья), базы данных со справочной информацией о применении лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения и их наличии в аптеках, подсистемы обработки и анализа медицинских данных результатов обследования с помощью специализированного оборудования, дистанционного консультирования врачей и пациентов, а также их информационно-справочного обслуживания;
в сфере культуры создаются подсистемы учета культурных ценностей и библиотечных фондов, ведения баз данных, содержащих информацию о них, и их электронные изображения, формируются подсистемы информационно-справочного обслуживания населения;
в сфере социального обслуживания населения создаются подсистемы учета лиц, обратившихся для получения социально-психологической помощи, а также обеспечения их удаленного информационно-справочного и консультативного обслуживания;
в сфере транспорта создаются подсистемы оформления проездных документов, учета объемов перевозок пассажиров и контроля оплаты ими проезда, ведения расписаний и информационно-справочного обслуживания населения;
в сфере потребительского рынка и услуг создаются информационно-маркетинговые центры, подсистемы учета товаропроизводителей и поставщиков, проведения электронных закупок и торговли,
в сфере промышленности создаются подсистемы управления корпоративными ресурсами и производством;
в сфере малого и среднего бизнеса создаются подсистемы информационно-справочной поддержки и консультирования малого и среднего бизнеса;
в сфере физической культуры и спорта создаются подсистемы информационно-справочной поддержки пропаганды спорта и здорового образа жизни;
в сфере жилищно-коммунального хозяйства создаются подсистемы технической инвентаризации и учета технического состояния жилого фонда, учета объемов потребления населением предоставляемых коммунальных услуг, их себестоимости, а также произведенных расчетов и существующей задолженности, оформления счетов за предоставленные коммунальные услуги и приема платежей.
В рамках создания ТИС может быть предусмотрено введение социальной карты гражданина, проживающего на территории субъекта Российской Федерации, обеспечивающих идентификацию личности гражданина с использованием биометрических параметров и его прав на получение социальной поддержки.
Функциональные подсистемы могут создаваться за счет средств федерального бюджета как типовые решения для их дальнейшего безвозмездного распространения и внедрения.
Интеграционные подсистемы и подсистемы обеспечения информационного взаимодействия ТИС
В целях согласованности органов власти на территории субъекта Российской Федерации необходимо обеспечить эффективное информационное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления между собой, а также их взаимодействия с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти. С этой целью ТИС субъектов Российской Федерации должны быть подключены к государственной информационно-технологической инфраструктуре, формируемой из средств федерального бюджета.
В рамках ТИС создаются:
региональный и муниципальный уровни государственного регистра населения, обеспечивающего информационный автоматизированный обмен персональными данными между различными системами учета населения в рамках устанавливаемых регламентов, а также возможность однозначной идентификации личности в них,
региональный и муниципальный уровни государственного кадастра объектов недвижимости, обеспечивающего учет их размещения и технического состояния;
региональный и муниципальный уровни государственного реестра прав на объекты недвижимости, обеспечивающего их учет в рамках государственной регистрации;
региональный и муниципальный уровни единой государственной геоинформационной системы, обеспечивающей инфраструктуру хранения пространственных данных;
региональный и муниципальный уровни регистра лиц, имеющих право на получение социальной поддержки;
региональный и муниципальный уровни государственного кадастра природных ресурсов;
региональный и муниципальный уровни государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
региональный и муниципальный уровни системы государственной статистики;
региональный и муниципальный уровни информационной системы обеспечения охраны правопорядка, общественной безопасности, защиты населения и объектов инфраструктуры от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических действий;
региональный и муниципальный уровни основных государственных классификаторов и справочников, обеспечивающих унификацию используемых названий, терминов и др.
Реализация на региональном и муниципальном уровнях государственных информационных систем федерального значения осуществляется из средств федерального бюджета в соответствии с Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1244р от 27 сентября 2004 г.
Подсистемы обеспечения доступа населения к социально-значимой информации и формирования открытых информационных ресурсов
В целях обеспечения информационной открытости деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, информирования населения о результатах социально-экономического развития региона и отдельных муниципальных образований в составе ТИС предусмотрено создание интернет-сайтов:
высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
других органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
глав местного самоуправления;
других органов местного самоуправления.
Интернет-сайты создаются и используются органами власти для размещения и поддержания в актуальном состоянии следующей информации:
оперативной информации о результатах текущей деятельности органа власти;
сведений о руководстве, составе, структуре, полномочиях, функциях, адресах и телефонах органа власти и его подразделений;
публичных выступлений и докладов руководства органа власти;
нормативных правовых документов, регулирующих сферу ответственности данного органа власти и его деятельность;
аналитических сведений, характеризующих состояние сферы ответственности данного органа власти и результативность его деятельности;
программных и концептуальных документов, предложений по повышению эффективности регулирования направлений социально-экономического развития, закрепленных за органом власти;
сообщений средств массовой информации о деятельности данного органа власти;
описания предоставляемых данным органом власти услуг гражданам и организациям и регламента их получения.
Для организации информационно-справочного обслуживания населения, предоставления гражданам и организациям услуг в интерактивном режиме, обеспечения их доступа к региональным и муниципальным базам данных, а также размещения справочной информации о регионе, его истории, культуре, быте, культурных ценностях и основных событиях могут создаваться отдельные интернет-сайты, ориентированные на определенную аудиторию или сферу деятельности, или использоваться интернет-сайты органов власти.
В целях повышения эффективности организации информационных ресурсов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, размещаемых в сети интернет, а также других информационных ресурсов, создаваемых за счет средств регионального и местных бюджетов, на уровне субъекта Российской Федерации может создаваться портал, обеспечивающий единую точку доступа к ним.
Органы местного самоуправления должны иметь возможность использования интернет-сайтов и порталов органов государственной власти субъектов Российской Федерации для размещения информации об их деятельности и предоставляемых услугах с использованием стандартных шаблонов и инструментария.
Для обеспечения доступности информации о деятельности органов власти, региональных и муниципальных информационных ресурсов для широких слоев населения должна быть сформирована соответствующая инфраструктура общественного доступа.
Подсистемы обеспечения административно-хозяйственной деятельности
В целях сокращения административных расходов должны быть созданы в рамках ТИС отдельные подсистемы обеспечения административно-хозяйственной деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Для поддержки вспомогательных и обеспечивающих функций деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в рамках ТИС предполагается создание:
подсистемы управления материально-техническими ресурсами органа власти, обеспечивающей учет размещения и использования материально-технических средств, находящихся в собственности органа власти, лиц, ими распоряжающихся;
подсистемы управления финансами и ведения бухгалтерской отчетности, обеспечивающей возможность планирования, оформления и учета финансовой операций, оформления и подготовки соответствующей отчетности;
подсистемы управления кадрами и профессиональным развитием сотрудников органа власти, обеспечивающей ведение штатного расписания, учет профессиональных компетенций, навыков и опыта государственных служащих и работников, их исполнительской дисциплины, результатов аттестаций и прохождения дополнительного обучения и поддерживающей возможность планирования и координации их профессионального развития и карьерного роста;
подсистемы управления делопроизводством и документооборотом, обеспечивающей возможность регистрации, размещения в электронном виде, распределения, структурированного хранения, поиска нормативной, распорядительной, отчетной документации, учета резолюции, согласования и редактирования документов;
подсистемы планирования и контроля исполнения поручений, обеспечивающей возможность оформления и учета поручений, назначения исполнителей и контроля их выполнения;
подсистемы обработки обращений и запросов граждан и организаций, обеспечивающей возможность регистрации, учета и размещения в электронном виде текстов писем, обращений или запросов, назначения сроков и ответственных за их рассмотрение, а также контроля их исполнения;
подсистемы учета договоров органов власти с гражданами и организациями, обеспечивающей возможность регистрации, размещения информации о заключенных договорах и сроках их действия, а также непосредственно самих документов, контроля своевременности и качества их исполнения;
подсистемы обмена сообщениями электронной почты и организации коллективной работы, обеспечивающей возможность составления и передачи сообщений электронной почты, назначения встреч, ведения списков контактов и другой справочной информации;
подсистемы управления реализацией программ и проектов, обеспечивающей возможность календарно-ресурсного планирования, определения состава работ, последовательности, продолжительности, сроков и результатов их выполнения, ответственных исполнителей, формирования отчетов, мониторинга и контроля хода реализации проекта и отдельных задач;
подсистема проведения закупок органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления для государственных и муниципальных нужд, обеспечивающая возможность размещения в сети Интернет информации о проводимых конкурсах, сбора и оценки предложений поставщиков, а также заключения и оплаты контракта;
подсистемы поддержки коллективной и групповой работы сотрудников, обеспечивающей возможность организации информационного пространства для обсуждения предложений и задач, совместной подготовки документов.
Подсистемы обеспечения информационной безопасности ТИС
В целях обеспечения защиты ТИС, ее отдельных подсистем, информационных ресурсов и информационного обмена от несанкционированного доступа, изменения и хищения, борьбы с компьютерными вирусами, предотвращения утечек информации должна быть сформирована единая политика обеспечения информационной безопасности ТИС и реализована соответствующая подсистема.
Политика обеспечения информационной безопасности ТИС должна устанавливать:
общую модель угроз в сфере информационной безопасности ТИС;
классификацию объектов ТИС по необходимому уровню обеспечения защиты информации и общие требований к ним,
критерии отнесения объектов ТИС к критическим для обеспечения ее функционирования и перечень необходимых мер по обеспечению их защиты;
порядок согласования требований к отдельным подсистемам ТИС, аттестации объектов ТИС на предмет их соответствия требованиям;
порядок управления доступом к подсистемам ТИС.
Подсистема обеспечения информационной безопасности ТИС должна включать функции управления доступа к подсистемам, функциям и информационным ресурсам ТИС, регистрации и учета действий пользователей при работе с системой, мониторинга нарушений в сфере информационной безопасности, обеспечения антивирусной защиты, обеспечения криптографической защиты информации при ее передаче и обработке с использованием сертифицированных средств.
Исходный программный код критических элементов программного обеспечения, используемого при создании ТИС, должен быть доступен для анализа правоохранительным органам и специальным службам.
Общие инфраструктурные элементы ТИС
В состав ТИС включаются следующие общие инфраструктурные элементы обеспечения ее эффективного функционирования:
единая телекоммуникационная инфраструктура, реализуемая на основе аренды существующих магистральных каналов связи, создания сетей доступа и узлов подключения к ним бюджетных организаций, обеспечивающая возможность электронного информационного обмена органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, находящихся в их ведении, между собой, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, гражданами и организациями, а также организации их доступа к сети Интернет;
единая система удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи, обеспечивающая возможность безопасной передачи и однозначного установления авторства и целостности электронных документов и сообщений внутри ТИС;
единая электронная среда взаимодействия, включающая интеграционные шлюзы и программные интерфейсы, создаваемые в органах власти, для организации эффективного электронного взаимодействия информационных систем между собой в автоматизированном режиме, хранилище (репозиторий) описания региональных и муниципальных информационных ресурсов, схем и протоколов их информационного обмена между собой;
региональный центр управления ТИС, обеспечивающий общую инфраструктуру размещения и обслуживания ее подсистем, предоставление услуг по поддержке и администрированию региональных и муниципальных информационных систем, а также предоставлению типового программного обеспечения органам власти, находящимся в их ведении предприятиям и учреждениям, на условиях аренды;
единая система мониторинга состояния и администрирования общих инфраструктурных элементов и сервисов ТИС;
инфраструктура общественного доступа к открытым информационным ресурсам ТИС и сети Интернет, включающая создание соответствующих центров доступа на базе почтовых отделений, региональных и муниципальных библиотек и других бюджетных организаций и обеспечивающая возможность доступа населения и организаций к соответствующим ресурсам ТИС и сети Интернет.
Организационное, кадровое и методическое обеспечение ТИС
В рамках создания ТИС для обеспечения ее эффективного функционирования необходимо предусмотреть:
разработку и утверждение нормативно-распорядительной документации, регламентирующей порядок использования и администрирования подсистем ТИС;
подготовку и обучение пользователей ТИС и работников, обеспечивающих ее администрирование и поддержку;
создание системы мотивации использования ТИС в деятельности государственных служащих и работников органов власти, а также предприятий и учреждений, находящихся в их ведении;
создание структур и подразделений, ответственных за администрирование и поддержку отдельных подсистем ТИС, обеспечение их нормального функционирования;
создание системы анализа эффективности и результатов использования ТИС, оценки экономического и социального эффекта ее внедрения;
повышение готовности населения к использованию информационных технологий при взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями и учреждениями, находящимися в их ведении.
5. Управление региональной информатизацией
Совершенствование нормативно-правовой базы
Основные направления совершенствования нормативной правовой базы в сфере использования информационных технологий субъекта Российской Федерации включают:
принятие изменений в нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые были приняты в соответствии с законом от 20 февраля 1995 г №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Требуется содержательное раскрытие положений Гражданского кодекса Российской Федерации об информации как отдельном объекте гражданских прав, а также сложившегося в теории и практике регулирования представления об информационных правах (таких, как право на доступ к информации и на ограничение такого доступа, на свободное распространение информации, на защиту от недостоверной и незапрошенной информации и т.д.) как отдельной области регулятивного воздействия. Необходимо систематизировать и унифицировать терминологию, употребляемую в действующих и разрабатываемых нормативных актах (особого внимания требуют понятия «информационные технологии», «информационная система», «информационное общество», «информационная услуга», «электронная торговля» и т.д.);
принятие нормативных правовых актов, закрепляющих право на информацию о деятельности органов власти субъектов Российской Федерации. Следует определить понятие «официальная информация», а также дать перечень информации, которую органы власти субъектов Российской Федерации обязаны делать публично доступной, уточнить правовой статус производителей и держателей (обладателей) официальной информации, определить их обязанности по организации хранения официальной информации и доступа к ней. По отношению к официальной информации положения закона должны следовать презумпции открытости информации, устанавливающей, что разрешен доступ к любой информации кроме той, доступ к которой ограничен федеральными законами. Кроме того, предлагается установить обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части обеспечения доступа к информации об их деятельности;
принятие изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регламентирующие использование электронной цифровой подписи в целях гармонизации нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации с международными правовыми актами в области использования электронной подписи;
принятие изменений и дополнений в законодательство о закупках продукции для государственных нужд. Объективная потребность в использовании современных технологических средств информационного обмена в процессе организации и проведении торгов и конкурсов, в свою очередь, вызывает необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательные акты о закупке товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Следует закрепить возможность использования органами государственной власти современных технологических средств при проведении закупок продукции для государственных нужд, определить условия размещения извещения о проведении конкурса и предоставления конкурсной документации в электронном виде, использование информационных технологий для реализации процедуры отбора участников конкурса;
необходимо принятие нормативных правовых актов, регулирующих электронный документооборот в органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Большое количество информационных ресурсов создается и используется в составе автоматизированных информационных систем субъектов Российской Федерации. Дальнейшее развитие электронного документооборота и желательность более точной регламентации вопросов, связанных с его внедрением в органах власти, созданием и эксплуатацией информационных систем, обеспечением их совместимости, установлением единообразных требований по информационной безопасности.
Разработка стандартов по созданию ТИС
В целях унификации программно-технических решений, используемых при создании ТИС, обеспечения их совместимости и взаимодействия, а также повышения эффективности бюджетных расходов ТИС должна создаваться на основе общих стандартов.
Стандарты в сфере создания ТИС должны определять:
общую концептуальную архитектуру ТИС, включающую описание типовой организационной и функциональной модели деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, основных целей, задач и параметров эффективности внедрения;
общую информационную архитектуру ТИС, включающую описание состава и структуры информации и информационных потоков ТИС;
общую функциональную архитектуру ТИС, включающую описание ее основных подсистем, их функций и сервисов, а также требований к ним;
общую техническую архитектуру ТИС, включающую описание основных аппаратных и программно-технических средств, используемых для ее реализации, и требований к ним;
порядок создания ТИС и ее элементов, требования к содержанию основных этапов и стадий ее разработки, внедрения, обеспечения функционирования и развития, структуре и содержанию отчетных документов;
порядок составления и обоснования программ создания ТИС, экспертизы технико-экономического обоснования отдельных мероприятий, определения объемов их финансирования, приоритетов и порядка реализации;
порядок интеграции и обеспечения информационного взаимодействия ТИС с государственными информационными системами федерального значения;
основные функции и порядок деятельности подразделений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ответственных за формирование и реализацию программы создания ТИС на уровне региона и муниципальных образований;
Разработка стандартов позволит обеспечить реализацию ТИС в субъектах Российской Федерации на основе общих принципов, совместимость отдельных ТИС как между собой, так и с государственными информационными системами федерального значения.
Проекты разработанных стандартов должны быть апробированы на основе создания ТИС в отдельных субъектах Российской Федерации, выбираемых по результатам конкурса.
Разработка и апробирование стандартов на практике должны осуществляться в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)».
Стандарты создания ТИС могут дополняться отдельными требованиями на уровне субъектов Российской Федерации.
Создание типовых решений по реализации ТИС
В целях обеспечения эффективности региональной информатизации за счет средств федерального бюджета в рамках ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)" в соответствии с общими стандартами могут разрабатываться и создаваться типовые решения по реализации ТИС, включающие методическое и программно-техническое обеспечение.
Методическое обеспечения типового решения включает весь набор административных и технических регламентов его функционирования и использования.
Программно-техническое обеспечение типового решения содержит необходимый набор прикладного программного обеспечения, разрабатываемого для автоматизации отдельных процессов в деятельности органов власти. Создаваемое прикладное программное обеспечение, предназначенное для безвозмездного распространения среди субъектов Российской Федерации, не должно включать коммерческих продуктов, не имеющих лицензии на их бесплатное использование в рамках данного типового решения.
Типовые решения разрабатываются и апробируются на примере отдельных регионов, определяемых по результатам проведения конкурса, в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Права на их использование принадлежат Правительству Российской Федерации.
Контроль качества типовых решений и их соответствия потребностям органов власти, предприятий и учреждений, находящихся в их ведении, осуществляется посредством проведения независимой экспертизы с участием потенциальных потребителей.
Типовые решения, разработанные за счет средств федерального бюджета, должны быть распространяться безвозмездно для использования органами власти.
В целях распространения типовых решений создается реестр, содержащий их описание, рабочую и методическую документацию, программное обеспечение, а в необходимых случаях его исходные коды.
Типовые решения должны поддерживать выполнение основных задач и функций и обеспечивать возможность их адаптации с учетом конкретных функциональных задач и специфики административно-управленческих процессов. Доработка и адаптация типовых решений должны осуществляться из средств заказчика.
Сертификация коммерческих решений по реализации ТИС
Для обеспечения эффективности использования в ТИС коммерческих программно-технических решений, их тиражирования в случае успешного опыта их применения для повышения эффективности деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления должна быть создана система добровольной сертификации.
Добровольная сертификация предполагает предоставление производителем коммерческих решений для реализации ТИС набора сведений, характеризующих их функциональные и технические особенности, соответствие стандартам ТИС, условия их приобретения и использования, а также опыт внедрения.
Органом, ответственным за добровольную сертификацию, коммерческих решений является федеральный орган исполнительной власти. обеспечивающий предоставление государственных услуг в сфере информационных технологий.
В рамках системы добровольной сертификации создается единый реестр коммерческих программно-технических решений, содержащих сведения о них, а также обеспечивается к нему доступ органов власти и местного самоуправления.
Разработка программ и проектов создания ТИС
В целях повышения эффективности бюджетных расходов и планирования деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по созданию ТИС в субъекта Российской Федерации должна быть принята целевая программа до 2010 года.
Программа должна предусматривать необходимый объем бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и предприятий, находящихся в их ведении, в рамках работ по созданию ТИС.
Программа составляется по результатам анализа уровня развития и использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, находящихся в их ведении, и включает в качестве первого этапа описание и оптимизацию административно-управленческих процессов их деятельности, проектирование ТИС и определение показателей ее эффективности, создание концептуальной, информационной, функциональной и технической архитектуры ТИС с учетом соответствующих стандартов.
Выбор и корректировка приоритетов программы реализации ТИС должен осуществляться на основании:
проведения исследований потребностей населения субъекта Российской Федерации в государственных и муниципальных услугах, доступе к социально-значимой информации и открытым информационным ресурсам;
анализа возможностей получения значимого социально-экономического эффекта в результате реализации отдельных задач и подсистем ТИС;
анализа необходимых объемов расходов на реализацию отдельных задач в сфере региональной информатизации;
мониторинга уровня информатизации субъекта Российской Федерации, организации статистического наблюдения за эффективностью реализации ТИС;
анализа и учета отечественного и зарубежного опыта, международных норм и тенденций в сфере развития и использования информационных технологий.
Программы в обязательном порядке включают набор целевых показателей ее результативности и выполнения отдельных мероприятий для обеспечения контроля эффективности использования соответствующих бюджетных расходов.
Состав мероприятий программ и планы их реализации определяются на этапе ее разработки и могут корректироваться на ежегодной основе.
Перечень отдельных проектов, реализуемых в рамках мероприятий программы, определяется ежегодно органами управления в сфере региональной информатизации.
Создание совета по региональной информатизации
В целях эффективной координации реализации программ и проектов создания ТИС целесообразно создать совет по региональной информатизации при федеральном органе исполнительной власти, обеспечивающим государственное и нормативно-правовое регулирование в сфере информационных технологий.
Совет по региональной информатизации создается для решения следующих задач:
анализа уровня, основных направлений и темпов развития региональной информатизации, подготовки и рассмотрения предложений по повышению эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и предприятий, находящихся в их ведении, на основе использования информационных технологий;
рассмотрения региональных программ и проектов создания ТИС и подготовки рекомендаций по их реализации, предложений по их совершенствованию;
рассмотрения типовых решений по созданию ТИС и подготовки рекомендаций по их использованию и предложений по их модернизации и развитию;
подготовки предложений по развитию и совершенствованию нормативно-правовой и методической базы в сфере создания ТИС и использованию информационных технологий в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, рассмотрения проектов нормативных правовых актов и стандартов в этой сфере.
В состав совета по региональной информатизации включаются представители субъектов Российской Федерации, руководители региональных советов по информационным технологиям, представители федеральных органов государственной власти, представители компаний-производителей решений по реализации ТИС.
Формирование органов управления региональной информатизацией
Для обеспечения эффективности выполнения программы создания ТИС в субъекте Российской Федерации формируется система следующих органов управления и координации:
региональный совет по информатизации, осуществляющий анализ уровня, направлений и темпов информатизации региона и реализации программы создания ТИС, рассмотрение и подготовку рекомендаций по определению мероприятий, приоритетов и объемов бюджетного финансирования программы, а также предложений по ее корректировке, совершенствованию, развитию и повышению эффективности выполнения, планов координации работ по обеспечению информационного взаимодействия ТИС с государственными информационными системами федерального значения;
уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий функции государственного заказчика - координатора программы создания ТИС и главного распорядителя бюджетных средств, обеспечивающий планирование выполнения программы и распределение объемов финансирование, координацию реализации отдельных мероприятий между собой, утверждение заданий на их выполнение и приемке-сдаче результатов их реализации;
органы власти, осуществляющие функции государственного заказчика мероприятий по созданию подсистем ТИС, обеспечивающие подготовку и проведение конкурсов, заключение контрактов и координацию выполнения мероприятий по созданию ТИС, рассмотрение, согласование и утверждение технических заданий и проектно-сметной документации на реализацию отдельных подсистем ТИС, принимает решения о сдаче-приемке результатов;
экспертный совет, образуемый при региональном совете по информатизации, осуществляющий экспертизу предлагаемых для включения в состав программы мероприятий, конкурсных предложений, заданий и рабочих программ и результатов их реализации, подготовку заключений и рекомендаций по данным вопросам;
управляющая организация по созданию ТИС, выбираемая по результатам проведения конкурса и обеспечивающая разработку заданий на выполнение мероприятий и контроль качества проектных решений, подготовку конкурсов, а также научно-методическое и информационное сопровождение программы.
В составе организации, осуществляющей функции государственного заказчика – координатора программы создания ТИС, образуется дирекция по управлению ее реализацией.
В составе организаций, осуществляющих функции государственного заказчика мероприятий программы, определяется структурное подразделение, ответственное за координацию работ по их реализации.
Для информационного обеспечения управления реализацией Программы создается информационная система, поддерживающая функции календарно-ресурсного планирования, сбора и анализа отчетных данных о выполнении отдельных задач, учета результатов реализации мероприятий и обеспечение доступа к ним заинтересованных организаций.
Финансирование программ и проектов создания ТИС
Финансирование программ реализации ТИС осуществляется из средств регионального и местных бюджетов, а также внебюджетных источников.
Объем бюджетного финансирования программы определяется ежегодно в установленном порядке в рамках формирования бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с объемом выделяемого бюджетного финансирования и финансирования из других источников, а также по результатам анализа выполнения программы осуществляется корректировка перечня проектов и ожидаемых результатов их реализации.
Для финансирования совместных проектов, представляющих взаимный интерес, могут привлекаться средства негосударственных коммерческих структур, средства инвесторов и средства федерального бюджета.
Финансирование информатизации бюджетных учреждений и предприятий, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, может осуществляться из средств профильных отраслевых федеральных целевых программ.
Финансирование разработки и апробирования в отдельных регионах типовых решений по реализации ТИС осуществляется из средств ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)».
Выбор регионов для апробирования типовых решений осуществляется ежегодно на конкурсной основе государственным заказчиком-координатором ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» в рамках реализации программы.
В этих целях регионы в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» представляют на ежегодный конкурс свои предложения по реализации на их территории типовых решений. Решения по выбору регионов для апробирования типовых решений осуществляется конкурсной комиссией. Апробирование типового решения в отдельных случаях может одновременно проводиться в нескольких регионах.
Уполномоченные органы власти в рамках реализации программы создания ТИС принимают решения о предоставлении льгот по налогам и преференций, гарантий для привлечения инвестиций, установлении пониженных ставок арендной платы за помещения, находящиеся в собственности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, реструктуризации задолженностей по платежам в региональный и местные бюджеты.
Обеспечение мониторинга региональной информатизации
В целях анализа уровня, основных направлений и темпов развития региональной информатизации и создания ТИС в субъектах Российской Федерации создается система мониторинга соответствующих параметров.
Мониторинг развития региональной информатизации осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере информатизации.
Мониторинг должен осуществляться по следующим группам параметров:
параметры, характеризующие уровень распространения современных информационных технологий среди различных слоев населения;
параметры, характеризующие уровень использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, использование информационных технологий для предоставления услуг населению и организациям;
параметры, характеризующие уровень развития и эффективность использования отдельных подсистем ТИС для решения задач управления социально-экономическим развитием региона и предоставления услуг населению.
Для обеспечения эффективного учета результатов региональной информатизации формируется единая система регистрации и описания региональных и муниципальных информационных систем и ресурсов.
Основные этапы реализации Концепции
Реализация основных положений Концепции последовательно в несколько основных этапов.
На первом этапе до конца 2005 года:
на федеральном уровне в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» должна быть разработана, апробирована и согласована общая методика проектирования ТИС, модель ее общей концептуальной, функциональной, информационной и технической архитектуры, образован совет по региональной информатизации;
на уровне субъектов Российской Федерации должен быть проведен детальный и комплексный анализ уровня использования информационных технологий в социально-экономической сфере, государственном управлении и местном самоуправлении, потребностей населения в информационных ресурсах и услугах; в отдельных регионах, выбираемых по результатам проведения конкурса, должны быть разработаны и утверждены концептуальная, функциональная, информационная и техническая архитектуры ТИС и программы по ее реализации, сформированы соответствующие органы управления.
На втором этапе до конца 2008 года:
на федеральном уровне в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» должны быть разработаны и апробированы типовые решения по ее реализации, должна быть сформирована система добровольной сертификации коммерческих решений по реализации ТИС;
на уровне субъектов Российской Федерации должны быть разработаны и утверждены архитектуры ТИС и программы по ее реализации, сформированы основные органы управления; в отдельных регионах, выбираемых по результатам конкурса, должны быть реализованы и введены в промышленную эксплуатацию ТИС, использующие типовые решения.
Так, на третьем этапе до конца 2010 года:
на федеральном уровне в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» должны быть разработаны и апробированы предложения по развитию типовых решений;
на уровне субъектов Российской Федерации должны быть реализованы и введены в промышленную эксплуатацию ТИС, использующие типовые решения; в отдельных регионах, выбираемых по результатам конкурса, должны быть реализованы предложения по развитию ТИС.
____________
6. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по реализации Концепции региональной информатизации до 2010 года
Наименование мероприятия |
Форма документа |
Срок представления |
Ответственные исполнители |
1. Разработка порядка передачи результатов работ, выполненных в рамках государственных целевых программ, содержащих мероприятия по разработке и использованию информационных технологий, для применения в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях |
акт Правительства Российской Федерации |
IV квартал 2005 г. |
Мининформсвязи России, Минэкономразвития России |
2. Подготовка доклада о совершенствовании нормативного правового регулирования субъектами Российской Федерации отношений в сфере использования информационных технологий |
доклад в Правительство Российской Федерации |
II квартал 2005 г. |
Мининформсвязи России, Минюст России |
3. Разработка методических материалов и рекомендаций по созданию территориальных информационных систем и функциональных комплексов в основных сферах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации |
Методические
материалы и
рекомендации |
IV квартал 2005 г. |
Мининформсвязи России |
4. Разработка проектов стандартов для обеспечения региональной информатизации |
проекты стандартов |
I квартал 2006 г. |
Мининформсвязи России |
5. Проведение экспертизы проектов региональной информатизации, реализованных в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", других федеральных, ведомственных и региональных программ, содержащих мероприятия по использованию информационных технологий, с целью определения типовых решений для субъектов Российской Федерации |
экспертные заключения |
Ежегодно по мере разработки и реализации программ |
Мининформсвязи России |
7. Подготовка рекомендаций по совершенствованию механизма проведения закупок технических средств и программного обеспечения при реализации проектов и программ региональной информатизации |
рекомендации |
II квартал 2005 года |
Мининформсвязи России, Минэкономразвития России |
8. Создание системы мониторинга региональной информатизации |
решение
Мининформсвязи России |
I квартал 2005 г. |
Мининформсвязи России |
9. Подготовка доклада о состоянии региональной информатизации |
доклад в Правительство
Российской Федерации |
ежегодно в IV квартале, 2005-2010 годы |
Мининформсвязи России |
13. Создание совета по региональной информатизации |
решение
Мининформсвязи России |
IV квартал 2004 г. |
Мининформсвязи России |
14. Создание межрегионального научно-методического центра региональной информатизации на базе подведомственной организации Росинформтехнологии |
решение
Росинформтехнологии |
I квартал 2005 г. |
Росинформтехнологии |
|